-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Хьюстон Джин

Всемирный Асклепий



Глава из книги "В поисках возлюбленной души" *
 

Перевод с английского Тани Кухта и Надежды Чертковой

Воистину сегодня можно сказать, что человек является конечным выражением
процесса Космос-Земля, в котором процесс Космос-Земля-Человек осознает сам себя

Томас Бзрри

Слово терапия произошло от греческого therapeia - что означает "забота, поддержка", но также и

"служение воле богов". Наш век во многом сходен с пятым тысячелетием до н.э. своими грандиозными изобретениями и падением нравов, предвидением нового гуманизма и масштабами массового уничтожения, проблесками надежды и взрывами отчаяния. С точки зрения технологии мы обладаем потенциалом для нового творения, в плане психологическом - подготовленностью Фауста - ребенка. Мы стоим на пороге поистине трансформирующей therapeia, которая властно требует пробуждения и гармонизации всех потенциальных возможностей как тела, разума и души человека, так и искусства, науки и культуры всего человечества, если, конечно, мы переживем наше время.
Жителям Древней Греции, совершавшим паломничества в храмы Асклепия, давалась возможность стать тем, чем они могли бы быть, шире взглянуть на собственную личность и социум. Процесс пробуждения личности включал музыку, искусство, танец, театр, целительную терапию, смех, измененные состояния сознания, сакральную практику и единение с архетипическими реальностями. Это — то, что пытается сделать сегодня сакральная психология: пробуждая новые связи в мозге, теле и душе человека, она стремится поднять его как целостную личность на более высокий уровень.
В сущности, принцип, лежащий в основе сакральной психологии, сходен с теорией перехода системы на более высокий уровень, предложенной лауреатом Нобелевской премии физиком Ильей Пригожиным:
Чем сожнее структура, тем больше энергии не обходимо для поддержания этой сложности. Этот энергетический поток делает систему очень нестабильной, подверженной внутренним колебаниям и внезапным изменениям. Когда эти колебания или возмущения достигают критической величины, они усиливаются за счет многочисленных связей системы и могут переводить систему в новое состояние, более упорядоченное и когерентное. Это новое состояние проявляется как внезапный сдвиг.
Тот же процесс можно наблюдать и в развитии человека, эволюции городов, религий, систем знаний, наций, а возможно, и самой планеты.
Человек, состояние которого семья, друзья и коллеги могут охарактеризовать как "творческий невроз" или "на грани", вместе с тем является как бы высокодинамичной системой, которой доступно гораздо больше информации, чем обычно пропускают наши фильтры. В этот критический момент вместо того, чтобы в панике уклоняться от многочисленных возбудителей, являющихся составляющими современного существования, мы можем упорядочить их восприятие и перейти на следующую ступень познания.
Одна из задач сакральной психологии - формирование нового восприятия, которое предваряет органический сдвиг в психике. Древняя асклепианская практика на очень глубоком уровне заставляет нас вспомнить о том, кто мы, откуда мы пришли. Она открывает тот путь, по которому актуализируются энергии мифа и архетипа, обновляя наш индивидуальный мир и общество, в котором мы живем. Десятилетия работы по развитию человеческих способностей показали мне, что они проявляются и изменяются как отклик на более глобальные культурные и мифологические паттерны, частью которых мы являемся. Мы можем развить наши способности, лишь осознав эти паттерны и приняв роль их со-творца.
Мы живем в эпоху радикальных исторических изменений, умирая и возрождаясь к новому. Это - время великих потрясений, восстановления связей и взаимодействий между бесконечным множеством реальностей. И кажется, что все когда-либо существовавшие системы, психологические практики и символизмы необходимы сегодня, чтобы стимулировать нас и вывести на совсем новый режим, как и системы, о которых говорит Пригожин.
Я полагаю, что происходит нечто большее, чем так называемая "смена парадигмы". Это поворот всей системы, сдвиг в самой реальности. Смену парадигмы можно сравнить с тем, что мы наблюдаем, вращая калейдоскоп и видя, как его части образуют новый рисунок, как он соотносится с прежним. Изменение же системы в целом требует совершенно новых элементов. Наш мир меняется на глубинном онтологическом уровне, основные его элементы уже не те, что были прежде.
Это изменение не знает границ, и мы в центре того, что меняется. Традиционные понятия меркнут перед этой мистерией. Видимо, сегодня нам необходим некий метафорический метод, который вобрал бы в себя широту множества культур и глубину множества историй, создал бы ту основу, которая позволит познать этот сдвиг всей системы и стать его участниками.
Таким метафорическим методом и пытается стать сакральная психология.
Рассмотрим с этой точки зрения пять уникальных факторов, которые представляются мне бесконечно важными для понимания того, что происходит. Хотя эти факторы известны любому разумному наблюдателю мировых событий, значение их меняется, а важность возрастает, если рассматривать их в свете сакральной психологии. Я имею в виду следующие факторы:
1. Планетаризация
2. Возрастание роли женского начала.
3. Появление новой науки и новых ученых, сопровождающееся миниатюризацией технологии.
4. Новое осознание потенциальных возможностей для расширения человеческих способностей и экологичности сознания.
5. Возникновение глобальной духовной чувствительности.
Рождение новой культуры непременно охватывает тем или иным образом каждую из этих составляющих, поскольку они подобны координатам, в которых сплетаются новая история и расширяющееся сознание. Даже краткий анализ этих уникальных факторов позволяет осознать, какие силы формируют наши жизни.

Планетаризация

С тех пор, как человек впервые полетел на Луну и увидел издали нашу планету во всей ее красоте, в наши души вошел символ этой живой, движущейся в пространстве сущности. Его ощущения разделяли миллионы людей, следивших по телевизору за полетом, глубинно и символически переосмыслив свое отношение к планете. История человека и Земли необратимо изменилась.
В эпоху планетарных процессов все мы становимся управителями живой планеты, независимо от того, осознаем мы это или нет. Мы больше не члены племени, поселения, нации, даже не космополиты. Мы - планетяне и несем ответственность за мир, который до сих пор в основном заботился о нас. На смену нашей наивности экспоненциально растет ответственность за все, что мы делаем.
Став гражданами планеты, мы участвуем в экологии культур. Мы носим одежду с Тайваня и Гватемалы, изучаем тибетский буддизм и перуанский шаманизм, водим японские автомобили, изготовленные в Южной Калифорнии. Благодаря спутникам, мы участвуем в любом событии, происходящем на земном шаре. Сегодня политические границы не гарантируют безопасности. Раньше история описывала политику бюрократических иерархий, империй и национальных государств. Их строго очерченные и охраняемые границы сдерживали контакты. В век всеобщей взаимозависимости старые истории отдельных территорий уступают место истории общей и совместно охраняемой планеты.
Ученые полагают, что сама Земля - живой opгaнизм, важнейшей частью которого мы являемся. Если эта гипотеза верна, то новая ответственность (и на духовном, и на обыденном уровне) заставляет нас стать участниками этого, быть может самого критического из всех поворотных моментов в истории человечества. На мирском уровне представляется, что мы являемся нервной системой живого организма Земли, мы - нейроны планетарного мозга, отвечающие за организацию, слаженность функционирования и благополучие тела планеты. Эта ответственность подразумевает руководство эволюцией и системное управление. Будучи двумя живыми существами, мы и Земля являемся соуправителями этих процессов.
На духовном уровне мы являемся приемниками духовной и психической жизни планеты. Отдельные индивидуумы и духовные сообщества всегда осознавали это как единство с той частью Земли, на которой жили и через которую воспринимали ее послания. Но никогда наше сознание не расширялось до осознания ответственности за "личность" всей планеты. С другой стороны, сама Земля никогда не имела такого количества слушателей, способных внимать ей.
Этот гигантский сдвиг представляется одной из главных причин того, почему сегодня столько людей во всем мире стремится пробудиться для самих себя, для планеты, для духовных планов, которые их зовут. На обыденном уровне мы осознаем, что недостойны этой задачи. На духовном уровне, тем не менее, потребность в общении с планетой и в сотворчестве с ней активизирует наши способности, скрытые до тех пор, пока мы не достигли этого места и времени нашей истории. Таким образом, сегодняшний рост напряженности духовной жизни - не только индивидуальный и культурный феномен, это также - результат духовного пробуждения Земли. Это пробуждение было бы невозможно без предшествующих ему планетарных процессов.

Рост значения женского начала

Время патриархата истекло.Какая новая культура позволит человечеству прожить новый срок жизни на Земле?

Мы наблюдаем явление, которое слишком глубоко, чтобы отрицать его, и столь необходимо, что не должно быть отвергнуто. Пятьдесят два процента населения Земли готовы включиться в дела человечества в качестве полноправных партнеров. Время сосредоточенности исключительно на воспитании детей подходит к концу по мере того, как Земля стремительно приближается к критической точке перенаселенности.
Если мы действительно можем говорить о Земле как о живом организме, о ее нервной системе, то несомненно, что роль женщины во всех сферах человеческой деятельности должна необычайно возрасти как вследствие сокращения роста населения, так и ввиду способности женщины адаптироваться к сложнейшим требованиям зарождающейся планетарной культуры. "Ноосфера" Тейяра де Шардена - это скорее реальность, чем миф. Глобальное поле мысли быть может ближе, чем это нам кажется. И для его реализации необходим богатейший женский способ мышления, который сейчас готов явиться на свет после веков вынашивания в утробе подготавливавших его времен. Это, возможно, наиболее важное событие последних пяти тысячелетий, и его последствия, его влияние на эволюцию культуры огромны и непредсказуемы. Выдвижение на первый план огромного потенциала и гениальной восприимчивости женщины является столь же жизненно важным моментом выживания для человечества, сколь и разрушающим традиционные представления большинства культур.
Нельзя игнорировать тот факт, что женщина становится полноправным партнером мужчины во всех сферах деятельности. По мере развития этого партнерства не только мужчина будет освобождаться от старых представлений о различии полов, вынуждающих его играть ограничивающие и ограничительные роли, но и всеобщий разум человечества обогатится теми качествами, которые позволят без труда решить многие обветшавшие проблемы. На место прямых и поэтапных решений придет знание, идущее от цельного видения мира в единстве, а не в виде разрозненных фактов. Этот процесс будет столь же значим, сколь и его конечная цель.
В культурах, где преобладает женский архетип, важнее быть, а не делать, проникать в суть, а не производить и добиваться успехов. Эти культуры негероичны; они заставляют вещи работать, согласовываться, расти. Если на протяжении тысячи лет одной рукой помешивать суп, другой - держать ребенка, одной ногой - отпихивать мохнатого мастодонта, а другой- качать колыбель, одним глазом - поглядывать, не возвращаются ли охотники, а другим - выбирать, на какой из стен пещеры лучше нарисовать магическое изображение бизона - тут уж поневоле разовьется сложное сознание. Это сознание замечательным об- разом приспособлено для сведения воедино многочисленных переменных составляющих современного мира.
С точки зрения философии в реальной структуре женского архетипа Великая Природа также важна изнутри, как и извне. Здесь действует принцип unus mundus, единого потока реальности; внутренняя жизнь имеет то же онтологическое значение, что и внешний мир. Женский принцип проявляется не в подчиненности фактов, а в раскрытии уровней бытия.
В диалектике соотношения между логосом и эроcом женское начало тяготеет к эросу. Логос же как принцип власти и порядка важен для создания и сохранения цивилизации**.

Эрос сосредоточен на взаимодействии души и природы. Под влиянием эроса мы становимся не систематическими, но системными существами, гармонизируя собственную жизнь таким образом, чтобы творчески соединить ее с прекрасно сбалансированными системами, существующими в природе. Мы осознаем себя как целостный организм - окружающая среда, включенный в жизненные поля - от переживания тонких психических связей между нами и другими людьми до включения нас самих в большие социальные организмы.
Сегодня важно исключить преобладание одного принципа над другим. Ведь подъем эроса - это лишь необходимая корректировка тирании логоса. Подавляемый же логосом, эрос увядает в чрезмерной сексуальности и желаниях. Напротив, сдерживаемый эросом логос окостеневает в догматических формах социальных установок и ритуалов. Формирование новой реальности на уровне как социума, так и отдельной личности должно проявиться как взаимодействие логoca и эроса. Тогда эрос может стать глубинным и объединяющим принципом, создающим резонанс с глобальными жизненными полями, дающим человеку возможность стать планетарной личностью и несущим воистину глобальную и духовную взаимозависимость. Тогда растет и логос, становясь более восприимчивым принципом регулирования, мягко направляющим взаимодействие души и социального порядка по пути расцвета мировой цивилизации, которая сохранит различия между людьми, будет сотрудничать с планетой и разбудит человеческую душу.
Многие из нас в своих исследованиях и клинической практике наблюдали в последнее время примечательную активизацию возникновения образов женской природы, архетипов и богинь. Рост числа книг, статей и конференций на тему "Усиление роли богини" - это тоже феномен, оказывающий важное воздействие на культуру и сознание. Активизации феминистического движения можно рассматривать как внешнее проявление того, что происходит на более глубинных уровнях в сущностном, мифическом и архетипическом пространстве - времени. Возникло ли это движение потому, что кризис во внешнем мире требует возвышения Богини, которое позволит восстановить баланс в природе, или потому, что высвобождение женщины для равноправного партнерства требует и высвобождения ее архетипического принципа, или даже потому, что в космических циклах пришло время для Богини - сказать трудно. Но совершенно очевидно, что женский архетип возвращается. Архетип Богини, который тысячелетиями отрицался и подавлялся, возвращается сейчас, когда кризис старой картины мира заставляет нас отчаянно искать любви, безопасности, защиты и смысла жизни. Он побуждает нас к воспитанию и формированию нашего целостного существа, дабы мы могли стать достойными руководить культурой нашей планеты.

Возникновение новой науки

Сегодня ростки новой науки начинают воплощаться в новой технологии. Пролетая на высоте 35 тыс. футов, я вижу, как повсюду дымящиеся трубы уступают место круглым антеннам. Это зримое свидетельство перехода нашего времени от индустриализации к высокой технологии, от механических систем к миниатюрным, отражающим поэтическое видение бесконечности в песчинке. Интегральные микросхемы обеспечивают мгновенную передачу информации по всем сетям, объединяющим мировые культурные и экономические процессы.
Миниатюризация оказывает важное воздействие на личность и культуру, ведь если машины малы и не портят окружающий пейзаж, то можно вновь прислушаться к словам ветра и читать великий замысел Сущего, запечатленный в коре деревьев, ощутить ритмы, пробуждающиеся в кончиках собственных пальцев, и танцевать в такт этим ритмам с другими людьми, тоже освободившимися от индустриального кошмара и готовыми пробудиться. Миниатюризация несет большие изменения - от изготовления громоздкой техники к информации, от капиталоемких экономик к коллективным формам регионального производства и от потребительских ценностей к ценностям творческим.
Фундаментальный источник этих изменений революционизирует человеческий опыт. Наука, которая до сих пор известна нам как объективная, линейная и количественная, отходит на задний план. Совмещение положений физики с глубоким мистическим знанием создает предпосылки для нового союза науки и духовных учений.
Например, английский ботаник Руперт Шелдрейк выдвинул гипотезу относительно причинности функционирования вещей во вселенной. Теория предполагает, что форма, развитие и поведение всех вещей от атомов до организмов, от человеческих и социальных паттернов до самой Вселенной, определяются не столько неизмененными научными законами, сколько невидимыми самоорганизующимися элементами, которые Шелдрейк называет "морфогенетическими полями".
Действуя во времени и пространстве, эти поля служат чертежами для создания новых структур, форм и поведения. Они содержат память об организованных системах, существовавших в прошлом, и отвечают за способ "настройки" организмов на морфогенетические поля своего вида, при которой они подвергаются кумулятивному влиянию аналогичных организмов, существовавших ранее. Таким образом изменения вносятся в "память" вида и могут быть переданы организмам, которые появятся в будущем. Поэтому, если вещество, индивид или даже общество однажды научится поведению нового типа, морфогенетическое поле этой общности изменится соответствующим образом и появившееся вслед за этим вещество (индивид, общество) обучится этому новому типу поведения гораздо быстрее и легче.
Гипотеза Шелдрейка внесла огромный вклад в исследование природы процесса познания, развития изменений и эволюции. Она указывает на то, что, возможно, память не только хранится в мозгу человека, но и частично содержится в морфогенетическом поле, где накапливается прошлый опыт человечества. Эта гипотеза особенно важна для сакральной психологии, поскольку, если эти поля действительно столь универсальны, то мы можем обнаружить в них свидетельства и источники вдохновения, подключения к определенным паттернам и вероятностным моделям поведения и даже включения в морфогенетический резо нанс с архетипическим уровнем. Этот архетипический уровень содержит важнейшие символические и мифические паттерны, которые наполняют дух человека смыслом и дают ему направление. Теория Шелдрейка подтверждает то, что молитвенные, медитативные и мистические переживания - это те состояния благодати, в которых система разум-тело становится созвучной изначальному полю Сущего и на какое-то время получает знание о паттернах, содержащихся в Божественном разуме. Хотя подобный мистический опыт известен уже многие тысячелетия, его объяснение, приемлемое для людей Запада, появилось лишь сейчас благодаря новым гипотезам ученых.
Наше время - это время необычайного духовного проникновения как в микро-, так и в макроуровень феноменального мира. Подобное проникновение требует соответствующего расширения способов внутреннего или субъективного познания.

Расширение человеческих способностей

Мы, как никогда, призваны стать новым человечеством, создать новые способы развития всех способностей человека в гармонии с природой и другими людьми. Последние достижения в изучении нашего тела, мозга и мышления позволяют исследовать все более широкий и тонкий диапазон способностей человека и понять, как можно более эффективно их использовать. Наши знания о человеческих ресурсах значительно расширились благодаря межкультурным и антропологическим исследованиям. То, как двигаются и мыслят африканцы, как учатся и рисуют китайцы, как балинезийцы добиваются такой замечательной координации рук и зрения, как племена, живущие в дельте Амазонки, растят счастливых и спокойных детей - все эти знания уже не ограничиваются определенной местностью или культурой, а доступны всему человечеству.
Изучение различных способов обучения, применяемых в мире, и изумляет, и огорчает. Изумляет объем потенциальных возможностей человека, огорчает то, как плохо он используется. Многое утрачивается в детстве, в процессе обучения. Нет глупых детей, есть невероятно глупые и унижающие их формы обучения. В свете последних открытий, показывающих, сколь многообразны возможности людей, необходимы такие формы образования, стимулирования и тренировки способностей, которые раскроют потенциал многообразия мышления, чувствования, ощущения, познания как внутри нас, так и во вне. Это необходимо для планетарной культуры.
По-новому понимая динамику разума-тела, мы знаем, что благодаря психофизическим методам можно переобучить тело для достижения более совершенного его функционирования. С расширением возможностей тела расширяется его способность осознавать, двигаться и ощущать. Функции познания и чувствования усиливаются с изменением коры головного мозгa, меняя мускульную систему и воздействуя на соседние участки мозга. Активизация коры головного мозга путем усиленной психофизической работы помогает растормозить соседние нейроструктуры, даже те, которые управляют сложными интеллектуальными и творческими процессами. Можно научить людей более непосредственно общаться с собственным мозгом, создавая осознанную гармонию настроения, отношения, обучения и творчества.
Я написала сама и вместе с мужем, Робертом Мастерсом, шесть книг, посвященных исследованию и применению скрытых возможностей человека. Нами разработана трехгодичная программа развития этих способностей. Эта работа дала большую информацию и практику освобождения способностей тела, разума и духа. Но в наше уникальное время этого уже недостаточно. В своих исследованиях мы с удивлением обнаружили, что наиболее четкие и прагматические методы, охватывающие весь диапазон развития человека, содержатся в сакральных традициях.
В истории человечества самые глубокие ответы на вопросы, которые ставит жизнь, давали различные традиции сакральной психологии - и изощренные психофизические методы, содержащиеся в различных формах йоги, и духовная практика восточных единоборств, и упражнения по наполнению содержания в буддизме, и развитие воображения в исламском мистицизме - все это традиция развития Бога в нас, очень богатая и всегда современная.

Возникновение глобальной духовной чувствительности

Мы являемся теми богами, о которых говорили легенды наших предков. Мы за несколько часов перелетаем из одной части света в другую, свободно обща- емся друг с другом через тысячи миль, можем моментально нанести удар, за минуты сдвинуть горы, а каждый вечер садимся перед волшебным ящиком и видим, что делают другие боги. Эта "божественная" деятельность, конечно, плоды нашей новой технологии, которая искусственно удлиняет руки, обостряет зрение и нервную систему, давая нам способности, когда-то считавшиеся мифическими. Мы увеличились во времени и пространстве, наши чувства расширились. Но то, что ныне усилено, - это прежний вариант нас самих. Так же, как те боги, которыми мы стали, всего лишь первое издание божества. Каким будет следующее? Мы стоим на перекрестье истории, и до него и за ним - непредставимая глубина.
Традиция говорит, что мир, который мы видим и осязаем в повседневной жизни, - это удобный мираж, адаптированный к нашим ограниченным чувствам, иллюзиям, сотворенный нашими ощущениями и разумом. Все вокруг нас (включая наши собственные тела, которые кажутся столь материальными) - все это лишь эфемерные сплетения волновых частиц, вращающихся на громадных скоростях, сталкивающихся, разлетающихся, распадающихся в почти абсолютной пустоте. То, что мы называем материей,— только пустота, пропорционально пустоте межгалактического космоса, пустота, в которой нет ничего, кроме случайных сгустков пыли, рассеянных электрических зарядов. Масса каждого из примерно десяти в двадцать седьмой степени атомов, составляющих тело человека, почти полностью сосредоточена в ядре, столь маленьком, что если ядра всех атомов, из которых состоит человечество, сложить вместе, то получится шарик размером с рисовое зерно.
Поскольку природа не терпит вакуума и поскольку по большей части природа и есть этот самый вакуум, мы можем предположить, как считают и ученые, и мистики, что этот вакуум заполнен сознанием и душой. Таким образом, то, что мы называем сознанием, может оказаться фундаментальной составляющей реальности. Вместо того, чтобы рассматривать сознание как вторичный эпифеномен, создаваемый некой особой организацией частиц и атомов, мы можем сказать, что само время и пространство, атомы и частицы произошли из сознания. Тогда мы начинаем видеть высочайшее творческое переживание или мистическое озарение как движение от частиц к основе, как мистическое переживание беспредельного чувства непредставимой глубины.
Мы видели, как через нас шло развитие мозга и нервной системы Земли, но теперь они нуждаются в великой душе, которая объяла бы их и научилась использовать. Таким образом, задача нашего времени, управления эволюцией состоит, в согласовании растущей сложности внешней реальности с соответствующим увеличением глубины и широты нашей психической реальности. Наша биологическая природа одарена огромным скрытым потенциалом. Весь мощный потенциал нашего мозга использовался разве что для выживания в ледниковый период, но, возможно, он опять необходим сейчас для выживания и трансформации. Великий средневековый мистик Майстер Экхарт, говорил, что мы взращены из семян Божьих, из которых могут произрастать боги. То, что в нас скрыто, готово сейчас явиться на свет, чтобы обучаться, расти, использоваться как для сотворения мира и нас самих, так и для формирования психогенеза тех, кого мы зовем "богами".

 


* Печатается в сокращенном варианте с разрешения автора по изданию Jeremy.P Tarcher, Inc., Los Angeles, 1987.

** Под термином "логос" здесь подразумевается социальными принцип порядка и власти, в отличие от теологической трактовки. где он символизирует энергию, воплощение созидательного Духа Божьего. (Прим. автора).

Источник: Урания №1-91