БЁрт Кэтлин

Стрелец: в поисках мудрости (начало)

 

( Из книги «Архетипы Зодиака») *

Перевод с английского ТАТЬЯНЫ КУХТЫ

Каждый год примерно 20 ноября живущие в средней полосе переживают переход Солнца в знак Стрельца. Для астролога эти тридцать дней — наполненный бодростью, оптимизмом, беззаботностью интервал между двумя серьезными и сдержанными знаками Зодиака — Скорпионом и Козерогом.

В нашем архетипическом путешествии по зодиакальному кругу мы, дойдя до Девятого знака и Девятого дома, покидаем глубокие воды скорпионьего подсознания, где встретились лицом к лицу со страхом смерти и глубинными эмоциями. Теперь в Стрельце мы вновь нежимся в свете солнечного огненного знака, испытываем прилив сознательной, экстравертиро-ванной энергии. Астрологи традиционно связывают знак Стрельца с духом, расширением сознания, стремлением к высокому, способностью пробуждать, вдохновлять и зажигать других. Это справедливо не только для людей, родившихся под этим знаком, но и для тех, кто имеет планеты в Девятом доме. Озарение часто передается через такие связанные с Девятым домом профессии, как преподавание, писательский труд, религиозное служение. Издательская и рекламная деятельность дополняют труды архетипа Стрельца, распространяя информацию, а порой, быть может, и мудрость. Вдохновенные коммерсанты, проявляющие иногда рвение проповедников, также причастны к архетипу Девятого дома. Тем не менее, по моим наблюдениям, главное для данного архетипа — практическая мораль, философия и этика. Так, право — эта важная сфера Девятого дома — является практическим приложением этических принципов для вполне конкретных случаев.

Стрелец любит игру. Это похоже на ту стадию алхимии, когда тяжелая работа закончена и за ней приходит радость самопроизвольного роста. В книге «Алхимия» Мария-Луиза фон Франц говорит о столкновении сил подсознания и сознания. За ним следует мирный период, который она сравнивает, говоря об алхимической стадии, с игрой ребенка в чудесном саду. Много людей с архетипом Стрельца, выраженным через солнечный знак, восходящий знак или сильный Юпитер в гороскопе, обладают таким вот шутливым отношением к жизни. Обычно вследствие ожидания чего-то хорошего в их жизни и правда происходит немало чудесного. Символом Девятого знака может быть образ детей, играющих в райском саду после тяжких трудов на стадии Скорпиона — спуска в подсознание.

Число девять символизирует законченность, совершенство или чистоту мыслей. Девятый знак напоминает пик алхимического процесса, завершения работы, которое Мария-Луиза фон Франц, цитируя известного арабского алхимика, известного под именем Старший, называет «девятикратным омовением семи звезд». При этом звезды должны избавиться от пятен, стать идеально чистыми и засиять первозданной белизной. Семь звезд символизируют всю совокупность гороскопа. Солнце, Луна и пять планет от Меркурия до Сатурна издавна известны как семь звезд. Эти планеты, их аспекты, положения по знакам и домам составляют неповторимую индивидуальность личности. В ходе алхимического процесса покоритель семи звезд, побеждает свои инстинкты, подавленные желания, дурные привычки и прочие помехи на пути реализации духа. Последняя стадия — промывание, наведение блеска, девятикратное ополаскивание. Я часто вспоминаю об этой алхимической стадии, когда клиент со стеллиумом** планет в Стрельце рассказывает мне о своей грандиозной, ослепительной мечте и о том, как легко ее осуществить. Возможно, он и добьется этого, поскольку, видимо, уже завершил долгий путь через первые восемь знаков и пришел к концу процесса — промыванию и наведению блеска.

То, что алхимик Старший говорит о числе девять как о символическом выражении совершенства и завершенности, вполне согласуется с представлениями эзотериков Греции и Индии. Девять — высшее число у пифагорийцев и греков, соответствующее числу богов-олимпийцев. «Навамса»(на санскрите число девять) и сегодня связывается в Индии с совершенством и завершенностью. Когда астролог анализирует натальную карту с точки зрения выбора спутника жизни
или сути жизненного предназначения, круг делится на девять частей и аспекты карты в 40° характеризуют карту завершения или совершенства. У греков было девять муз, у христиан — девять ангельских чинов, которые ближе всего стоят к Единому Богу, т.е. совершенству.

Символ архетипа — стрела . Выражение «прямой как стрела» отражает, видимо, самое важное ключевое слово, которое узнают начинающие астрологи, приступая к изучению Стрельца: грубоватость, непосредственность речи. Обычно эта прямолинейность, подобно стреле, имеет острый наконечник. Она может быть наивной и по-детски обаятельной, но может и серьезно ранить.

Вот пример такой наивной реплики. «Гостья-Стрелец обращается к хозяйке, с которой не виделась несколько лет: «До чего же я рада видеть тебя, Марта! О Господи, как же ты растолстел а!» Впрочем, стрела может ранить и намеренно, особенно если стрельцовские планеты в индивидуальном гороскопе сочетаются с несколькими планетами в язвительном Скорпионе. Ни одна карта не дает чистого изолированного архетипа. Каждая личность — это сочетание различных энергий. У Стрельца, чьи Меркурий или планета-коммуникатор находятся в Скорпионе, стрела может оказаться смоченной в змеином яде.

Оставив в стороне типичный для Стрельца стиль общения, мы приходим к другому важному значению выражения «прямой как стрела». Это человек, который прям, искренен, честен, безмерно правдив. Он отличается тем, что всегда выполняет свои обещания. Независимо от обстоятельств его слово свято. Таков чистый архетип. Хотя Стрелец ждет такого же поведения от окружающих и сам старается следовать этим принципам, его стрела частенько теряет свою силу. Великодушно раздаваемые обещания нередко остаются невыполненными, поскольку его энергия слишком рассеивается, чересчур растекается; у него так много проектов, что довести их до конца он просто не в состоянии. Вот почему для Стрельца так важны мифы об искусстве стрельбы из лука. Прежде чем пустить стрелу или дать обещание, он должен научиться концентрироваться, фокусировать свое внимание.

В Древней Греции, Индии и Японии стрельба из лука была важной психологической и духовной дисциплиной. Ученик не только развивал в себе терпение и присутствие духа, но, что более важно, учился полностью отдаваться действию — пусканию стрелы в цель. В этот момент тело и дух лучника сливались с луком, стрелой, движением и самой целью. Поэтому искусство стрельбы из лука в древности было своего рода техникой самосовершенствования. Наследник, одновременно ставший победителем в состязании лучников, считался достойным престола. Такими царями-лучниками были Арджуна из индийского эпоса «Махабхарата» и Одиссей. Наш современник, автор книги «Дзэн и искусство стрельбы из лука» Ойген Херригель четыре года провел в Японии, совершенствуясь в стрельбе из лука, познавая священное учение. Опираясь на учение дзэн о стрельбе из лука, мастер так говорит о ее технике:
«Ваши стрелы не достигают цели, поскольку на духовном уровне они летят недостаточно далеко. Вы должны действовать так, как если бы цель находилась бесконечно далеко. Опытным лучникам известно, что хороший стрелок из лука средней силы выстрелит дальше, чем духовно неразвитый из хорошего. Это зависит не от лука, а от состояния духа, от жизненной силы и сознания стрелка. Для того чтобы привести в действие полную силу этого духовного знания, необходимо прожить весь процесс так, как хороший танцор репетирует танец. Если вы поступите таким образом, ваши движения будут исходить из центра, из точки правильного дыхания. Вместо того чтобы выполнять нечто зау-ченное наизусть, вы будете действовать вдохновенно, как танцор, который сливается с танцем.»

Таким образом, стрельба из лука — одновременно и духовная наука и искусство. Это и духовный, и физический акт, так же как Стрелец одновременно и гибок, и вспыльчив. Мастер говорит, что цель лучника должна быть как можно более далекой. Пусть лучше стрелы вначале будут перелетать мишень, чем постоянно не долетать до нее.

Стрелец с его верой в будущую великую цель подает хороший пример видения и вдохновения оппозиционному ему знаку — Близнецам и расположенному перпендикулярно — Деве. Оба архетипа управляются Гермесом и в сравнении со Стрельцом, как правило, более ограничены: они слишком увлечены деталями своей профессии и часто не в силах подняться от ремесла к творчеству, испытать прилив вдохновения, станцевать неотрепетированный танец и страстно слиться с действием. Знаки, управляемые Гермесом, нередко слишком боятся фактических ошибок, в то время как Стрелец способен расслабиться, как советует мастер дзэн, и наслаждаться самим процессом. Многие клиенты-Стрельцы говорили мне, используя терминологию лучников: «Словом, идея несработала, но это был мой лучший выстрел, а теперь я хочу забыть обо всем и двигаться дальше». Многие Девы и Близнецы были бы счастливы, если бы им удалось отвлечься от проблемы и перейти к другим делам вместо того, чтобы продолжать ментальные «патологоанатомические заключения» по поводу несовершенства несостоявшегося плана.

Искусство стрельбы из лука отражает также некоторую особенность взгляда Стрельца на реальность. Иногда его уместно сочетать с микроскопической точностью Девы — Близнецов, чтобы лучше целиться. Этот урок получил и вдохновенный Арджуна, юный наследник престола из индийского эпоса. Принц Арджуна и четверо его младших братьев обратились к ученому брахману Дроне — мастеру по стрельбе из лука с просьбой взять их в ученики. Однако Дрона был стар, он дорожил своим временем и уже не брал учеников только из-за их благородного происхождения. Братья должны были доказать, что достойны стать его учениками.

Самый младший брат взял лук и прицелился. «Что ты видишь?» — спросил Дрона. Тот ответил: «Гору на той стороне долины, небо, деревья и птицу на вершине одного из деревьев.» «Нет, — сказал Дрона, — ты не выдержал испытания. Ступай». Второй брат занял место первого.» Что ты видишь?» — снова спросил Мастер. «Небо, гору, дерево, птицу на дереве и уголком глаза теб, Мастер». «Увы, яты не подходишь. — отвечал Дрона. — Следующий!» Третий брат сказал: «Мастер, я не вижу тебя, но слышу твой голос, я вижу только дерево, ветку и птицу». «Уходи, — сказал брахман, — ты тоже не годишься». Четвертый брат видел только ветку и птицу, но и ему повезло не больше, чем остальным. Наконец Арджуна, видевший, как рассеяно внимание братьев, встал и поднял лук. «Что ты видишь?» — спросил Дрона. «Только птицу, Мастер». — отвечал Арджуна. «Смотри еще, сосредоточься!» — был ответ. «А! Вижу пятнышко у нее на лбу». «Отлично! Стреляй! Ты будешь моим учеником».

Таким образом, присущая Стрельцу дальнозоркость должна смягчаться точными корректирующими линзами или фокусировкой Гермеса — сосредоточением. И телескопическое, и микроскопическое зрение должно сочетаться в искусстве стрельбы из лука, или Священном учении, как называли его японские мастера. Это важный ключ кинтеграции Третьего и Девятого домов или, как называли их старые учебники, низшего (фактического, технического) и высшего (абстрактного) мышления.

По моему опыту, основная часть пути Стрельца — это образование. Мастер-лучник должен найти своего Дрону и развивать, упражнять свой ум. Какое счастье встретить мастера-лучника, который долго и упорно учился, чтобы использовать свои достижения и научиться организовывать мысли, фильтровать их, прежде чем выплескивать наружу. Одна клиентка, занимавшаяся бизнесом, жаловалась мне, что потратила все утро на беседу с двумя Стрельцами — кандидатами на некую должность в ее фирме. Высокого уровня образования они не имели, оба явно предпочитали учебе живую жизнь. <<Они, — сказала клиентка, — были похожи на вырвавшийся из-под контроля лесной пожар. Перспектива работы наполняла их энтузиазмом. Они выдвинули множество совершенно неприемлемых предложений об изменениях в должности, которую я намеревалась им предложить. Они говорили непоследовательно и бессвязно, перескакивали с одной грани деятельности на другую. Я чувствовала, что они надвигаются на меня как бы с шести сторон одновременно. Кое-какие мысли были в общем-то неплохи, но манера их изложения ужасна. В конце концов мне пришлось спросить: «Простите, вы в самом деле внимательно прочли объявление? Продумали ли вы хорошенько, что скажете, когда придете сюда? Ваши идеи весьма интересны, но понимаете ли вы суть предлагаемой вам работы?»>

Стрельцы, которые не научились выражать свои великие идеи, могут допустить болтовню в стиле Близнецов, и это часто препятствует их успеху в мире бизнеса. Они склонны и к чрезмерным обобщениям. Им необходима тренировка ума, чтобы мыслить не только образно, но и последовательно, т.е. читать именно данный текст, а не только то, что находится между строк.

Таким образом, мы вновь возвращаемся к истокам сосредоточения, концентрации в уроке стрельбы и к практической логике Земли. Стабилизация личности для человека этого архетипа возможна с помощью устойчивых планет: Сатурна в сильном доме или планет в земных знаках (Тельце, Деве и Козероге). Возможно, поэтому Алиса Бейли в своей «Эзотерической астрологии» рассматривает Землю как эзотерического управителя Стрельца. Умнейшие из встреченных мною Стрельцов, отличавшиеся не только вдохновением, но и духовностью, были и счастливейшими, проявляя в повседневной жизни практический здравый смысл. Земля дает структуру, организаторские способности, исполнительность и ответственность. Высшее образование развивает сосредоточение и тренирует ум, но куда важнее здесь, по-моему, жизненный опыт — прохождение Солнца через Козерога. Каждый Стрелец проходит через тридцатилетний период Кардинальной Земли, период активного изучения реальности на пути испытаний и ошибок. В отличие от созерцательных воздушных знаков огненные склонны к действию,а не наблюдению за жизнью.

Так, деятельным был Геркулес, герой, которого мы встречали в главе об Овне. Геркулес обучался стрельбе из лука у кентавра Хирона. История Геркулеса и его любимого друга и учителя вносит еще одно качество в наше понимание Стрельца — великодушие мудреца. Хирон более многогранен, чем Дрона. Он ученый, целитель и советчик, известный «справедливыми суждениями». Его физический облик более чем необычен: у него человеческие голова и торс, но нижняя часть тела коня. Впрочем, кентавры ни в коей мере не казались чудовищами или уродами грекам, которые очень любили коней. Хирон и его соплеменники обитали в лесах Фессалии, безлюдной и дикой части страны, где они могли бродить на свободе. Представив себе, как несутся через лес эти гигантские полулюди-полукони, мы поймем безудержную природу архетипа Стрельца восходящего — Асцендента холостяков.

Следует заметить, что, как и разные типы Стрельцов, кентавры не похожи друг на друга. Далеко не все были столь мудры или совершенны, как Хирон; он выделялся в толпе, вернее, в табуне. Многие из кентавров были существами грубыми. Например, на свадебном пиру Гипподамии один из них, поддавшись своей необузданной страсти, схватил за волосы невесту и пытался ее похитить. Несколько кентавров последовали его примеру. Юнг рассматривает коня как символ «неконтролируемых инстинктов», или бессознательного, доминирующего над сознательным, и эта история как будто подтверждает его мнение. Однако в «Упанишадах» конь — символ Космоса (Личности). Хирон явно символизирует ум, контролирующий инстинкты, т.е. коня, управляемого всадником. Этот великодушный и мудрый кентавр существенно превосходил своих соплеменников. Однако в отношениях с Геркулесом его подвела именно нога, т.е. конская часть его тела.

Однажды Геркулес, нуждаясь в мудром совете, решил навестить Хирона. Однако он был нетерпелив (история, типичная для огненного знака) и не захотел дожидаться возвращения Хирона и других кентавров, бродивших в глубине леса. Он потребовал, чтобы кентавр-сторож налил ему вина. Кентавры учуяли запах вина и рассердились, решив, что к ним пробрался враг или вор.
Услышав топот кентавров, Геркулес испугался. В поднятой табуном туче пыли ничего не было видно. Опасаясь, что его затопчут насмерть, Геркулес инстинктивно выпустил наугад несколько стрел. Он не целился, а просто хотел предостеречь их, дать понять, что это он — великий Геркулес. И вот одна из стрел ранила в ногу его друга и любимого учителя Хирона. Свои стрелы Геркулес смочил ядовитой кровью Гидры, и Хирон, раненый целитель, не смог исцелить самого себя. Хирон — такой мудрый, всезнающий, Хирон — учитель знаменитого врача Эскулапа, Хирон бессмертный не мог избавиться от непереносимой боли в ране.

Тем не менее Хирон был наделен великодушным нравом Стрельца. Будучи бессмертным, он не мог умереть, но благородно сошел в преисподнюю вместо Прометея, освободив таким образом похитителя огня. Геркулес сопровождал Хирона, сходившего в Тартар, печалясь о собственной нетерпеливости. Подобно вспыльчивому Овну, Стрелец часто не способен терпеливо ждать и не в силах отсрочить удовольствие. Геркулес поклялся никогда больше не стрелять из лука, прежде хорошо не прицелившись и не подождав, пока рассеется пыль, чтобы увидеть противника. Греки утверждают, что в подземном царстве Хирон исцелился от раны и позднее занял свое место на небесах в созвездии Стрельца.

Знакомясь с этим архетипом, я встретила много мудрых, но раненых хиронов и нетерпеливых и порывистых юных геркулесов. Занимаясь проблемами других людей, раненый Хирон может быть наилучшим, проницательнейшим советчиком, ибо Аполлон наделил его даром провидения. Но как только дело доходит до его собственной раны, мудрый Стрелец, так хорошо помогающий другим, предпочитает как можно дольше не доискиваться до первопричин. Огненные знаки весьма охотно переносят вину на других, да и что поделаешь: ведь стрела — снаряд метательный. Однако винить в своей ране окружающих: » Во всем виноват мой муж, моя мать, мой начальник…», бессмысленно. Само обвинение также бесполезно, когда речь идет об исцелении от ран. Чтобы облегчить свою боль, Хирон вынужден был спуститься в подземный мир — подсознание. Огненные знаки часто нетерпеливо переносят внутренние процессы и преждевременно раскрывают секреты. Они предпочитают жить не во внутреннем, а во внешнем мире. В конце концов Девятый дом — это дом огня, заполненный приятной деятельностью, путешествиями, учебой, беседами и книгами. Тартар — терапия— для Стрельца место, не слишком приятное для длительного пребывания. Куда проще сказать: «Пожалуй, я уже излечился. Рана исчезнет, если я изменю образ жизни: вернусь в школу, займусь торговлей вместо преподавания и т.д.» Однако и в новой обстановке проявляется все тот же старый гороскоп и рана все так же болит. Необходимы терпение, время, а иногда и другой врач, чтобы исцелить глубокую рану. Ведь Хирону пришлось пробыть в Тартаре очень долго.

В книге «Алхимия» Мария-Луиза фон Франц говорит, что девятикратное омовение семи звезд означает, что трансформация требует девяти-десяти лет терапии. В этом процессе человек перестает переносить свои семь планет на внешний мир. Он осознает, что его жалобы на сердитого начальника означают, что он в неладах с собственным Марсом. Если его неудовлетворяют отношения с партнером, с которым он тесно связан во внешнем мире, значит, он переносит на него неспособность правильно проявить свою Венеру. А поскольку Стрелец склонен переносить причины своих проблем на других, потребуется немало «сердитых начальников» или «плохих отношений с партнерами», чтобы отыскать за этими переносами первопричину и найти помощь. Для Стрельца очень важны свобода и освобождение от этих сковывающих его переносов, возможность идти по жизни сознательно и добровольно вполне стоит усилий, затраченных на алхимическое очищение.

Мудрость рождается из отделения и интроспекции, смягченных состраданием. Юпитер — управитель Стрельца экзальтирует в Раке — архетипе Великой Матери. В китайском искусстве бодхисатва Гуань-инь — воплощение мудрости и сострадания парит на облаке, держа наготове лук и стрелы, чтобы сражаться со злом. Мудрая и милосердная мать воюет не с творящими зло, а с самим злом. Стрелец извлекает важный урок из экзальтации своего управителя в сострадательном Раке. Высокий Стрелец воплощает мудрость и сострадание Гуаньинь в своем стремлении действовать верно.

Куда же направляет свою стрелу высокий Стрелец? Какова его высшая цель? Я полагаю, истина. Именно это в высшем своём выражении символизировал для греков Зевс, именно это заключено в поисках Стрельца — поисках честности, искренности, цельности и справедливости.

Отчего же мы связываем с архетипом Стрельца поиск истины? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поговорить о Зевсе Всевышнем, позднее известном римлянам как Юпитер. Юпитер не только управитель Стрельца и Девятого дома; грандиозность Зевса оказывает столь могучее воздействие, что в его знаке ни одна другая планета не может экзальтировать. Стрельцу, как и его управителю, присущи и громадные добродетели, и огромные грехи. То же в общих чертах верно для любого индивидуума с Юпитером в Девятом доме или в Стрельце.

Карольи Кереньи в «Зевсе и Гере» говорит, что, когда Зевс впервые появился в Греции (скорее всего из Египта или Вавилона), его ощущали как силу либо Священное Присутствие. Он был повсюду: ласковым дождем проливался на вершины холмов, молниями сверкал в ночном небе. Присутствие Зевса в дневном небе угадывалось по таким приметам, как полет над головой его вестника-орла либо внезапная перемена погоды. В ночном небе Зевс оказывался куда более грозной силой. Его присутствие особенно чувствовалось в огне. В сумрачных пещерах Крита, на диких холмах Фессалии древние греки ощущали присутствие и защиту Зевса у походных костров. В каждом Стрельце заключена искра священного зевсова огня. Зевс и Теос (Бог) суть одно и то же. От слова «Теос» произошло слово «энтузиазм». В каждом Стрельце, даже в том, в ком пылает неподвластный контролю лесной пожар, заключена эта чистая искра зевсова энтузиазма, импульс, побуждающий стремиться к достижению цели. Для большинства современных астрологов очевидна связь между позитивными чертами Юпитера/Зевса и позитивными ключевыми словами для Стрельца.

Как и древние греки, мы осознаем, что Юпитер — великий благодетель. Подобно Венере, меньшему благодетелю, он сияет ярким светом. Древние знали, что Юпитер — крупнейшая планета Солнечной системы. Сегодня мы знаем, что он обладает наибольшей массой. И будь Юпитер чуть крупнее, он стал бы центром собственной системы с вращающимися вокруг него планетами. Поэтому мы легко принимаем те позитивные ключевые слова, которые греки относили к Зевсу: великодушие, могущество, благодеяние, изобилие, духовность, серьезность, веселость, или оптимизм, справедливость, мудрость и т.д. Современные астрологи легко могут обратиться к Зевсу Гомера, появляющемуся в «Илиаде», Зевсу, которого называли Советчиком, Всевидящим и Мудрым. Это идеал архетипа.

Тем не менее в «Психологии планет» Франсуа Гок-лин указывает, что негативные ключевые слова, ха-рактеризующие Юпитер, скорее, чем позитивные, соответствуют сильной позиции этой планеты по дому в индивидуальной карте. Вот некоторые из таких негативных ключевых слов: высокомерный, гордый, небрежный, раздражающий других, излишне оптимистичный, праздный, многословный, экстремист, провоцирующий, экстравагантный, некритичный, фантазер, ленивый, нерешительный, самолюбивый, напыщенный, действующий напоказ, легко поддающийся влияниям. Эти качества проявляются в мифах о Зевсе Темного Неба, который громом поражал своих врагов и не жалел стрел-молний. Миф о битве Зевса с Тифоном уже пересказан в главе о Скорпионе. Здесь проступает высокомерная и фантастическая сторона натуры Всевышнего. Вместо того чтобы учиться у Тифона (слиться с тенью), Зевс пускает молнию и убивает своего оппонента, сына матери-Земли. Лиз Грин в «Астрологии судьбы» говорит, что у Стрельца «фанатизм часто связан с глубокими внутренними сомнениями». Я также обнаружила, что когда Стрельцы наносят жестокий удар (молния Зевса) , они нередко делают это из страха. Зевс боялся Тифона (своего ночного кошмара). Вместо того чтобы исследовать свои внутренние страхи, клиент-Стрелец, подобно Зевсу, чрезмерно реагирует на окружающее. Зевс Темного Неба, Бог Бури — это парадоксальная сторона личности Стрельца, действующая ударами молнии (из-за несдержанного нрава Зевс был известен как Бог Жестокой Руки).

Особенно подходит для стадии очищения Стрельца Зевс Сикасиос, царственная фигура с рогом изобилия, посылающая своего посланца — орла. Этого орла мы встречаем в «Прикованном Прометее» Эсхила. Орел каждый день прилетал, чтобы выклевать кусочек печени у Прометея, очистить его и избавить от эмоциональных токсинов. Гомер в «Илиаде» говорит о том, что Зевс был связан с серой, алхимическим очистителем. Зевс омывал вещи в сере и однажды поразил молнией дерево, оставив долго не исчезавший запах серы.

Во время своего «серного» тридцатилетнего прохождения через Козерог многие из моих клиентов-Стрельцов прошли через символическое очищение. Они развили свои сатурнианские способности к планированию, и более реалистичному ощущению собственных ограничений, под которыми подразумеваются время, деньги и энергия.

В книжке «Пожалуйста, поймите меня» Кэйрси и Бэйтс обращаются к понятию «вырабатывать этику», противопоставляя его понятию «играть в этику». Выработанная этика целиком сатурнианская (Козерог), игровая этика — более юпитерианская (Стрелец). По натуре своей Стрелец скорее склонен к свободному выбору, сопротивлению жестким ограничениям своих проектов и предпочитает долговременному планированию спонтанность. Как огненный знак Стрелец любит сам проект (действие), а не его подготовку, обслуживание и доводку. Он может исчезнуть, оставив эти части проекта незаконченными. Во время прохождения Козерога Стрелец на каждом шагу сталкивается с выработанной этикой. Сатурнианская интроспективность при прохождении Козерога позволяет Стрельцу заключить соглашение с Зевсом Темного Неба и работать с негативными чертами Юпитера: откладыванием дел на потом, плохой подготовленностью, ошибочными ограничениями и т.д. Среди моих клиентов оказалось несколько Стрельцов, которые никогда не нуждались в том, чтобы зарабатывать себе на жизнь: одни получили наследство, другие жили на средства супруга. Они никогда не сталкивались с выработанной этикой в виде работодателя, и их возвышенные идеалы не учитывали пределов времени и энергии.

Стрелец: в поисках мудрости (продолжение)


* Печатается с незначительными сокращениями по изданию «Archetypes of the Zodiac», Llewellyn Publication, 1988 с любезного разрешения автора и издателя Карла Лсвеллина.

** Стеллиум — скопление трех и более планет в одном

Источник: Урания №3-91