БЁрт Кэтлин

Стрелец: в поисках мудрости (продолжение)

 

Стрелец: в поисках мудрости (начало)

Предлагаемая вниманию читателей публикация является продолжением помещенной в № 3 за 1991 год главы о Стрельце, которую мы разделили из-за большого объема, так как рассчитывали выпустить в прошлом году четыре номера. Тем не менее нам кажется, что и публикация данного фрагмента будет интересна читателям, которым мы советуем также воспользоваться тестом, предлагаемым автором.

(из книги «Архетипы Зодиака» )*

Перевод с английского Татьяны Кухты

Однажды Стрелец-женщина сказала мне, что хотела бы завершить свое образование, но не знает, с чего начать. До замужества она закончила несколько курсов, но, как оказалось, далеко не все, какие были ей нужны. Спустя двадцать лет она все еще не приблизилась к завершению своего образования, хотя это по-прежнему было одной из ее целей.

Второй Стрелец (тоже женщина) жаловалась на беспорядок в доме. В идеале она хотела бы очистить гараж и перенести туда вещи из дома. На деле же время шло, а беспорядок увеличивался. Когда ее спросили, в чем дело, она ответила: «Не знаю, с чего начать. Как подумаю о том, что надо отсортировать и оценить вещи, дать объявление, возиться с продажей и т.д., то только от одних этих мыслей я так устаю, что впору отдохнуть».

Эзотерическая астрология верно указывает на то, что Стрелец, обладая возвышенным духом и высокими целями, слаб в их осуществлении. Часто Стрелец воспринимает цель настолько далекой, что уже первый шаг к ее осуществлению кажется непреодолимым. «Не знаю с чего начать», — эту стрельцовскую реплику астрологи слышат довольно часто. Мой опыт говорит, что прохождение Козерога показывает Стрельцам, с чего начать и как двигаться к цели. В результате тридцатилетнего прохождения через Козерог индивидуум развивает здравый смысл. Он лучше сознает практический смысл своих целей и способы их достижения. Многие Стрельцы в этот период занимаются бизнесом, учатся справляться с такими вопросами, как деловые бумаги, анкеты, счета, налоги и т.д., но, как правило, этот процесс протекает весьма болезненно. Тем не менее у них развивается то, что Юнг называл основательностью.

На пороге перехода в Водолей Стрелец говорит астрологу: «Я смертельно устал. Я получил все, что хотел в этой жизни: путешествия, научный успех, признание, даже богатство, но чего-то мне не хватает. Может, мне следует попытать счастья в личной жизни? Всю свою энергию я изливал во внешний мир, и теперь жизнь кажется мне неполной». Обычно в таком случае я отвечаю: «Крепитесь, вы начинаете долах: странствие через Водолей». Женат или одинок Стрелец, начинающий прохождение Водолея, он все равно стремится отклонить поток энергии от внешнего мира деловых успехов и сосредоточить его на родственных отношениях. Водолей, как и прочие воздушные знаки, связан с общением и отношениями с людьми, но еще больше — с дружбой равных. Это, конечно, не означает, что, как только Стрелец вступит в новый знак, он немедленно загорится желанием печь пироги и убирать квартиру. Это значит, что он внезапно, со свойственным ему идеализмом воспылает желанием найти партнера, который разделил бы его цели, взгляд на мир. Во многих случаях новый партнер богат и любит путешествовать.

В течение первых пяти лет прохождения через Водолей я отмечала следующее типичное явление. Стрельцы спрашивали меня: «Когда я встречу богатого мужчину (женщину)?» Они ищут во внешнем мире своего Юпитера. Они хотят вступить в брак со своей правящей планетой (ангелом-хранителем и рогом изобилия), которая заботилась бы о них. Часто в свою очередь я спрашиваю: «А что в ы внесете в отношения с тем, кому предъявляете столь высокие требования?» Продвигаясь через Водолей, Стрельцы становятся все более фиксированными, стремятся наладить свои личные отношения, становятся более реалистичными в своих ожиданиях. Прохождение Водолея фиксирует цель и помогает достичь ее. Проходя Водолей, Стрельцы получают возможность воплотить свои мечты здесь, на Земле. Они как будто становятся ближе к истине, которую каждый Стрелец ощущает по-своему.

Для греков Зевс Всевышний первоначально был хранителем Космического порядка, Космического закона, Справедливости, Правды и Добродетели. Зевс следил за исполнением обещаний и клятв, данных при свидетелях. Из «Илиады» мы знаем, что Зевс наказывал нарушителей, посылая их в Тартар. Гермес в «Прикованном Прометее» говорит, что Зевс-Отец не любит лжецов и «вкус лжи неведом устам Зевса». Бойкая рационалистичность воздушных Близнецов не для Зевса, не для Стрельца. Для древних греков, как и для древнеегипетской и древнеиндийской цивилизаций, мысль и речь были причинными. Поэтому, когда Гермес (управитель Близнецов) учит своего сына Автолика наложению заклятий или искусству ложных клятв, ото противопоставляется зевсову инстинкту правды. В карте Близнецы (Гермес) оппозиционны Стрельцу.

В книге «Алхимия» Мария-Луиза фон Франц говорит об этом инстинкте правды, который я наблюдала у многих клиентов-Стрельцов. Она отмечает, что. по мнению антропологов, представители первобытных племен хорошо чувствуют, когда кто-то лжет или скрывает правду. В нашей современной цивилизации мы утратили этот инстинкт правды. Однако я часто вижу его в своих клиентах-Стрельцах. Как и Зевс, они не любят лжецов.

Молодая женщина, имеющая в Стрельце несколько планет, сказала, что разорвала помолвку с женихом, который однажды ей солгал. Для него эта ложь была вполне невинной, сказанной, чтобы не задеть ее чувств. Она же сочла ее признаком глубокой неискренности: «Если он солгал мне единожды,— говорила клиентка, — солжет и дважды. Гели он солгал мне в малом, солжет и в большом.» Она инстинктивно не терпела лжи.

Зевс не взвешивает слова, но инстинктивно чувствует правду или ложь. Алиса Бейл и в «Эзотерической астрологии» говорит, что сила Меркурия (Гермеса) в Стрельце ослаблена. Это подтверждает мое многолетнее общение с клиентами-Стрельцами. Речь идет не о непонятливости, а скорее о том, что факты, логика и особые обстоятельства (этика конкретной ситуации) для них не имеют значения. Как и сам Зевс, многие Стрельцы своим инстинктом правды видят насквозь хитросплетения Близнецов, какими бы умелыми те ни были, и сразу же чувствуют фальшь. Вот что делает этот архетип столь подходящим для юридической деятельности.

Подобно Зевсу, Стрельцы обладают сильно выраженным чувством справедливости. Не раз, выслушивая, как они возмущаются несправедливостью, которую, например, начальник высказал по отношению к их коллеге, я вспоминала: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф„ 5:6). Будучи экстравертами, Стрельцы часто восстают против неверного поведения окружающих, пытаются исправить причиненный ими вред. Их понятие справедливости совсем иное, нежели у Весов. В то время как Весы довольствуются равенством, ментальным уравновешиванием чаш весов, огненный Стрелец исходит из эмоций и желания действовать -сделать хоть что-нибудь, чтобы восстановить справедливость в окружающем его мире. Хотя спонтанность Стрельца имеет свои преимущества, тем не менее Пифагор, любивший Зевса превыше всего, говорил, что справедливость должна умеряться благоразумием. Он считал благоразумие величайшей добродетелью духа, необходимой для уравновешенного существования. За свою борьбу с несправедливостью Стрелец нередко заслуживает репутацию возмутителя спокойствия.

Для Стрельца абстрактная справедливость — важная часть поиска истины. Пифагор считал, что справедливость — главнейшая из четырех добродетелей, и говорил, что она содержится в трех прочих: благоразумии в мыслях, храбрости в действии и умеренности в делах, связанных с чувствами. Он называет справедливость «надеждой, которая не может обмануть», и связывает се скорее с гармонией, чем с возмещением обид. Это отнюдь не математический процесс расчетов «око за око, зуб за зуб», а вопрос поддержания Космического порядка. Абсолютный Судья — Зевс. Однако в картах таро Справедливость изображается женщиной. В одной руке у нее меч, символизирующий проницательность, в другой весы. Подобно богине Афине, она носит шлем — символ храбрости. Прямо и беспристрастно смотрит она перед собой, словно прозревая истину сквозь переплетение всевозможных ситуаций и личностей, ведущих бесконечную тяжбу между собою. Таким образом, она соединяет мужскую храбрость и проницательность с женским чувством правды. Она как бы говорит, что справедливость воистину есть надежда, которая не может обмануть: «Прими справедливость в сердце свое и загляни в себя; суди себя, не ищи справедливого возмездия для других».

Астрологи нередко встречаются с клиентами-сутягами, которые постоянно хотят возместить понесенные ими убытки в судах. Эти клиенты часто приходят для того, чтобы выяснить, какой же день будет удачным для судебного разбирательства. Насколько легче было бы поддерживать космический порядок, если бы стороны, затеявшие тяжбу. стремились восстановить гармонию, а не только покрыть свои расходы. Мой опыт показывает, что клиент, вовлеченный в порочный круг судебных тяжб, невольно начинает заражаться скупостью — пороком, от которого предостерегал еще Пифагор.

Для греков Зевс-Отец был не просто справедливым судьей, но и милосердным отцом. С великодушием он простил Прометея. Как и Зевс, Стрелец не таит обид. Он скор на гнев, но отходчив. Жители И Л иона, столицы Троянского царства, были верны и преданы Зевсу, однако тот изменил исход битвы и позволил грекам разорить Илион, вняв мольбам матери-гречанки, просившей сохранить жизнь сыну. Это не что иное, как мутабельность. Да и вообще мифы о Зевсе полны неожиданных перипетий. Зевс свободолюбив, а эта черта характерна и для Стрельца. Зевс присутствовал повсюду, и мифы о нем панэллистичны.

Зевс предстает перед людьми как некая могущественная сила, как бог, не имеющий воплощения, который внезапно может нанести удар молнией среди ночи, или, наоборот, его невидимое присутствие, приятно ободряет во время пиршества на вершине горы. На моральную силу Зевса опирается власть царей, он поддерживает и социальный порядок на Земле. Цари назывались наместниками Зевса, и поэтому от них ожидали добросовестного исполнения обязанностей. Они были обязаны следовать своим клятвам и защищать подданных. Ксенофонт, по словам Кароли Кереньи, увидел пророческий сон, в котором Зевс предлагал ему царство. При этом раскат грома сильно сотряс его дом, а молния ударила так близко, что весь дом озарился ослепительным светом. Ксенофонт был уверен в том, что за всем этим стоит Зевс, желающий, чтобы именно Ксенофонт взял власть в свои руки.

Считалось, что Зевс посылал сны и давал мудрые советы многим смертным, особенно царям. Платон в первой книге «Законов» рассказывает легенду, пришедшую с Крита, где Зевс родился и где его особенно почитали. Согласно легенде, цари миносской династии раз в 9 лет встречались с Зевсом около пещеры, в которой он родился. Там цари получали от него вдохновение, необходимое для составления законов. Платон утверждает, что во время этих встреч солнце стояло над их головами и царило ощущение такого мирного покоя, будто время остановилось вовсе. Такое восприятие Зевса как бестелесного духа, по-моему, сродни представлению некоторых христианских групп о Святом Духе.

Магическое влияние Зевса, являющегося как хранителем домашнего очага, так и носителем вольного духа, словно пронизывает жизни и мысли многих клиентов-Стрельцов. Супруги Стрельцов часто жалуются на то, что их мужья не только борются с несправедливостью и защищают слабых, что уже само по себе надолго отрывает их от семьи, но и вовлекают всю семью в крестовый поход во имя высшего служения. Многие Стрельцы ощущают себя своего рода катализаторами, людьми, призванными объединить мир и способствовать взаимопониманию между нациями. Трезвомыслящая жена одною профессора-Стрельца, который был таким «катализатором», заметила однажды: «Муж полагает, что это признак некой духовности — во время отпуска каждый раз ездить с семьей в новую страну, языка которой мы абсолютно не знаем. Он помог многим иностранным студентам приехать сюда, а что же делать с нашими детьми: что они знают о своей собственной стране? Он думает, что у его детей есть огромное преимущество: они познакомились с миром и видели, как живут их ровесники. Но что сказать о дружеских связях здесь, дома, о чем думают и как живут дети здесь?». Стремление выйти из жестких рамок, желание раздвинуть горизонт, страсть к путешествию — все это такие же составляющие мотивов поведения Стрельца, как и стремление «улучшить мир».

Мужчина, женатый на учительнице-Стрельце, говорил примерно то же. «Я с самого начала семейной жизни уже понял, что моя жена не справляется с хозяйством. Она не умеет готовить и убирать, поэтому нам приходится нанимать домработницу. Но больше всего меня беспокоит то, что она категорически не желает иметь детей, поскольку это помешает ей продолжать учить чужих детей и проводить каждое лето с приятельницами в Европе. Когда мы поженились, я надеялся, что ей когда-нибудь захочется иметь настоящую семью, но она предпочитает показывать слайды с видами Европы ученикам на уроках географии». Что же, показывать виды Европы американским детям — тоже способ объединения мира. Зевс в конце концов хотел, чтобы греки и троянцы объединились (кажется, ему больше нравились чужеземцы-троянцы, чем греки).

А вот, что сказала одна моя клиентка о своем муже-Стрельце: «Неужели выдумаете, что для его работы так уж необходимы эти поездки по всей стране? Иногда мне кажется, что он просто сбегает таким образом от меня и детей. Я думаю, что мы провоцируем у него чувство клаустрофобии». Мне пришлось ответить, что действительно этому знаку и его правящей планете присуща некоторая непоседливость, тем более, что Зевс (Юпитер) связывается в астрологии с движением и пространством, т.е. непреодолимым желанием переезжать с места на место, передвигаясь на значительные расстояния. Стрелец стремится испытать в жизни все, что только можно, и потому, я думаю, путешествия помимо деловых надобностей дают ему возможность выхода энергии. Будучи существом властным, эта дама с трудом выносила образ жизни собственного мужа. Ей хотелось, чтобы муж подчинялся только ей и, конечно же, сидел дома. Но не тут то было: Кентавр, скачущий по бескрайним степям, — часть архетипического путешествия для Девятого дома и девятого знака. Многие клиенты с планетами в Девятом доме регулярно на год-два оставляли работу, уезжали за границу и, вернувшись, находили другую работу и новых коллег. Для них тяга к путешествиям была куда важнее преимуществ, которые дает длительная работа в одной и той же фирме.

Многие клиенты с Асцендентом в Стрельце так и не смогли удовлетворить свою страсть к путешествиям. Поэтому они мечтали поскорее выйти на пенсию, чтобы в фургоне или на грузовике, объездить всю страну. Необузданная страсть к путешествиям у моих клиентов-Стрельцов выливается в то, что, они подобно Кентавру любят все свое свободное время проводить в лесу или горах, особенно же их привлекает открытое пространство. Очень часто они не вступают в брак до тех пор, пока не угаснет хотя бы частично их страсть к бродяжничеству (что происходит чаще всего после сорока лет), тогда же они покупают дом в горах в качестве второго места жительства. Там, на лоне природы, вдали от городской суеты обретает свободу их юпитерианская сущность.

Мы подходим к интереснейшему вопросу, связанному с Зевсом, безличностным, свободным духом. Как он относился к своим близким? Действительно ли он стремился к семейной жизни с Герой или был счастливее в одиночестве? Гомер и позднейшие греческие писатели, ссылавшиеся на мифологические сюжеты, утверждают, что Зевс был довольно неразборчив в любовных связях. Они приводят длинный перечень его интрижек и незаконных детей, упоминая и разгневанную супругу Геру. Мне, однако, ни разу не попался неразборчивый в связях Стрелец, у которого не было бы в карте сомнительных аспектов или нескольких планет в Скорпионе, знаке, обожающем интригу и тайну. Да потом совершенно нельзя представить себе, чтобы блюститель чести, правды, этики и морали был вынужден нарушать свои клятвы, данные при заключении законного брака.

Действительно, если бы Зевс был непостоянен, то и Стрелец был бы склонен к супружеской неверности, независимости и непостоянству. Пифагор говаривал своим ученикам, что не следует читать поэм Гомера, поскольку они полны клеветы на богов, и особенно на Зевса. Прочтя Пифагора, я обратилась к интерпретациям мифов о Зевсе и нашла приемлемое объяснение в «Зевсе и Гере» Кереньи. Согласно Кереньи, свободолюбивый Зевс после появления в Греции долго оставался холостяком, но мифотворцы женили его на Гере, Великой Матери, которая была самой популярной из греческих богинь. Мифотворцы явно стремились создать архетипическую пару: Бога Отца и Богиню Мать, и именно поэтому Зевсу была дана супруга. Интерпретация Кереньи выглядит логично, особенно если провести аналогию с индийскими мифами: разные творцы мифов женили Шиву на всех богинях Южной Индии, чтобы таким образом поклоняться местным женским божествам.

Некоторые из первых изображений Зевса найдены в храмах Геры на Самосе в Аттике, важнейших культовых сооружениях, посвященных Великой Матери. В Самосе, например, были обнаружены терракотовые статуи Геры и Зевса, стоявшие у царской постели. Сходные статуи найдены в Аттике. В Самосе приверженцы культа Геры ежегодно праздновали свадьбу царя и царицы, отца и матери, подобно тому как сегодня в Южной Индии в храме Мадурай можно увидеть действо, изображающее свадьбу Шивы и местной богини Меснака. В Греции, как и в Индии, творцы мифов, изначально признававшие власть женского начала, впоследствии распространили ее на архетипическую чету, где бог и богиня были раины, и только позднее, в век героев, власть перешла к патриархальному Богу Отцу.

Чем на самом деле был это брак? Очевидно, что Зевс и Гера узаконивали власть царя на земле, поддерживая с высот Олимпа нравственный порядок, но только ли социальное значение имел этот брак? Интересный ключ к этому дают культовые титулы. Зевс был известен как Праведный Муж-Громовержец Геры; после брачной церемонии она называлась Гера Совершенная (Гера Телейя), а Зевс — Совершенный (Зевс Телейос). Итак, греки относились к браку как к институту, несущему совершенство и завершенность. Следуя этой концепции, можно сказать, что поскольку бог и богиня — это чистые, совершенные существа, Девятый дом дарует совершенство Седьмому, т.е. брачному союзу между людьми. В астрологии аспект между Седьмым и Девятым домами — секстиль. В индийской астрологии Девятый дом — дом брака (возлюбленной души), где мужское и женское начала достигают совершенства, сливаясь в браке.

В главе о Весах мы уже видели, что духовный идеал часто проецируется на партнера. Мы надеемся, что в браке нам удастся обрести гармонию , усовершенствовать или сбалансировать нашу энергию (свойство, которое Весы дают Седьмому дому, отвечающем) за брак). И сегодня многие видят в браке средство достижения полноты жизни через союз с идеальным партнером, который есть анима или анимус в их позитивном проявлении. Идея завершенности и совершенства, достигаемого в браке Зевса и Геры, сходна с индусской теорией родства душ. Индусы верят, что каждый из нас ищет свою половину — часть души, которая тысячелетия тому назад была разъединена, чтобы пережить множество перевоплощений в мужских и женских обликах и испытать жизнь во всей полноте. Согласно этой теории, когда-нибудь каждый из нас должен встретить свою половину, чтобы слиться с ней вновь. Таким образом, в единстве Зевса и Геры может быть заключен более глубокий духовный (Девятый дом) смысл, помимо его социального значения освящающий власть местного царя и царицы и институт брака между людьми.

Таким образом, Зевс находит в Гере родственную душу, или судьбу, или, быть может, и то и другое, как это и происходит со многими моими клиентами-Стрельцами. Этот брак сдерживает, ограничивает непоседливость Громовержца. Вполне возможно, что он страдал клаустрофобией. И все же трудно поверить в то, что Зевсу недоставало честности и обязательности в отношениях с Герой. Однако в эпосе Гомера Зевс и Гера выглядят не слишком совместимой парой. Она, всесильная Великая Мать, низведена Гомером до уровня строптивой ревнивицы, а Всемогущий Зевс — до уровня мужа, страдающего под каблуком у жены. Тем не менее из вольного обращения автора с мифологической традицией кое-что все же смело можно взять на вооружение. У Гомера Зевс угрожает Гере подвесить ее за пятки, если она не утихомирится.
Стрелец хотя и мутабельный, но огненный знак, нрав у него не из легких. Он отнюдь не склонен, придя с работы домой, выслушивать перечень накопившихся мелких обид и дел, которые должны быть сделаны прежде, чем удастся «выпустить пар» на теннисном корте или в гимнастическом зале. Ведь гимнастика — куда лучший способ снять напряжение после рабочего дня, чем возня со сломанным холодильником.
Птолемей отмечал, что «отдых» — это важное ключевое слово для Юпитера (Зевса). Оно символизирует одновременно и «покой» и «расслабление». Родители-Стрельцы, как и Стрельцы-супруги, плохо переносят ситуации, когда, возвращаясь домой, вынуждены иметь дело с. неприятностями, вместо того, чтобы расслабиться и отдохнуть. Одна мать-Стрелец позвонила мне буквально клокоча от возмущения после выяснения отношений с учительницей сына: «Я пришла домой после тяжелого дня и включила автоответчик. До конца я недослушала, но суть дела была в том, что учительница Энди задержала его после школы, наказав за поступок, которого он, уж я-то точно знала, совершить не мог. Мне пришлось поехать за ним через весь город, и я кипела от злости. Да как она смеет так обращаться с моим ребенком? И поверите ли, накинувшись на учительницу, я узнала, что мой сын и впрямь виноват! Учительница объявила мне, что я предвзята, груба, высокомерна и явно не дала себе труда дослушать запись до конца. Хуже всего было то, что Энди, этот маленький негодяй, заявил, что я ему только навредила. Он, мол, сам может себя защитить, а учительница теперь наверняка припомнит ему этот скандал. Да он должен радоваться, что имеет мать, которая может за него заступиться!»

Выслушав рассказ, я сразу поняла, что возмущение моей клиентки мнимой несправедливостью связано со всегдашним стрельцовским стремлением к правде. Разумеется, любой матери независимо от того, под каким знаком она родилась, трудно объективно относиться к собственному ребенку. Тем не менее прежде чем вынуть из ножен меч справедливости, необходимо разобраться в сути дела. Часто люди, рожденные под знаком Огня, совершают ошибку, начиная действовать прежде, чем станут ясны все факты. В данном случае сын клиентки был прав: он сам должен был постоять за себя. Эта история напомнила мне о том, как бурно Зевс-Отец защищал своего сына Диониса.

Когда Дионис впервые появился в Греции, то царь Ликург, надо сказать, весьма упрямый, категорически отказался поклоняться ему, считая, что имеет на то веские основания. Дионис, испугавшись вначале такого отпора, решил было спрятаться от него в глубине моря, но затем, осмелев, вышел из укрытия, захватил Ликурга и заточил его в пещеру. Через некоторое время Ликург вышел из пещеры, проникнувшись глубоким уважением к этому богу, над которым прежде насмехался. Именно в это время Зевс узнал, как презрительно обошелся с его сыном простой смертный. Рассердившись. Зевс немедленно явился во Фракию и ослепил Ликурга. Как и большинство смертных, испытавших гнев Зевса Темного Неба, Ликург вскоре умер. Боги попеняли Зевсу на то, что его гнев был чрезмерным. Было еще несколько других случаев, когда Аполлон пытался успокоить возмущенного несправедливостью Зевса. Этот миф о Зевсе и его сыне удивительным образом напоминает историю одной моей клиентки. Как и она. Зевс не дал себе труда разобраться, что же произошло во Фракии. Он ринулся в бой, не зная, что Дионис уже сумел защитить себя сам, она же не знала, что ее сына наказали справедливо.

Хотя греческие мифы о Зевсе и римские о Юпитере связаны между собой, во времена Рима его роль как Отца стала наиболее важной. Само имя Юпитер означает по-латыни «Отец Небесный». Римляне видят источник его власти в том, что он связывался с правдивостью и соблюдением клятв. Выражение «клянусь Юпитером» восходит к римской клятве. По своей нравственной силе Юпитер сходен с Яхве, который дал Моисею Десять заповедей. Зевс, который был для греков вольным духом, стал для римлян моральным арбитром. С приходом в Рим христианства произошло слияние Зевса Темного Неба и Зевса Светлого Неба.
Проявлением Зевса Темного Неба в христианстве является справедливое возмездие, когда Бог Отец низвергает грешников в вечный ад. При этом христианский ад резко отличается от Тартара греков, где грешники, оскорбившие Зевса, проходили очищение и впоследствии обретали свободу. Представляется, что Зевс Светлого Неба проявляется в христианстве как всепрощающий Отец. При переходе от греков к римлянам и далее в христианские времена Зевс как будто становился суровее. Он во многом утратил свою мутабельность.

Итак, стараясь понять Стрельца и архетип Девятого дома, мы более или менее обсудили отношение Стрельцов к высшему образованию, путешествиям, справедливости и инстинкту правды. Теперь мы при-шли к главному — духовности. Во многих старых учебниках астрологии Девятый дом называется Домом религии. Мой опыт изучения архетипа привел меня к несколько иному пониманию. Я полагаю, что в XX столетии мы можем называть его Домом жизненного пути. Подобно тому как у Зевса было множество имен, чтобы люди могли поклоняться ему на разных уровнях своего понимания божественного, существуют различные типы Стрельцов и множество уровней, на которых можно изучать Девятый дом. Один из них — это уровень морально-этический. Например, клиентка с несколькими планетами в Девятом доме спросила себя: «А существует ли в восточных религиях этическая или моральная основа? Есть ли у них что-нибудь наподобие христианских десяти заповедей?» Я подтвердила, что есть, сославшись на «Йога сутры» Патанджали. Ее понимание Девятого дома было чисто этическим. Такие эзотерические философы, как Алиса Бейли или Изабель Хайки, трактовали Девятый дом иначе, а именно как религиозную философию «Я», как дом духовных видений и мудрости, на которых основываются действия человека в практических жизненных ситуациях. Мудрость Девятого дома основана на инстинкте правды.

Это сходно с путем Джана-йоги (Мудрость и правда) в индийской традиции. Точное следование этому пути дает поразительную картину. Примером такой мудрости может послужить и мудрость царя Соломона, который, руководствуясь скорее инстинктом, чем логикой, рассудил двух матерей, притязавших на одного и того же ребенка. Он приказал разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Эта практическая мудрость исходит из врожденного понимания того, что сделает в этой ситуации настоящая мать. Она отдаст ребенка любому, лишь бы тот остался жив. В этом случае инстинкт правды Соломона достиг цели. Другие мутабельные знаки часто не могут понять Стрельцов или людей с планетами в Девятом доме. Они считают подобные решения деспотическими и иррациональными. Адвокат-Близнец или Дева, привыкшие готовить витиеватую речь, пришли бы в ярость от суда Соломона. Стрельцу, даже уверенному в безошибочности Своего инстинкта правды, неплохо все-таки при разборе дела хоть одним глазом взглянуть на текст подобной речи.

Девятый дом — третий огненный дом, он завершает огненную триаду: тело (Овен) —душа индивидуума (Лев) — дух (Стрелец). Это познание, которое выходит за рамки приверженности к религиозным догмам. Стрельцам зачастую невыносимы гладкие воскресные богослужения и рассеянно выполняемые ритуалы. Большинство моих клиентов-Стрельцов скорее предпочли бы познавать правду по воскресеньям через слияние с природой, чем слушать проповеди священника об истине в битком набитой церкви. И Стрельцу, и Девятому дому присущи самоуверенность или упрямство и ограниченность, что довольно парадоксально в свете универсальности и стремления к расширению духа Юпитера. Лиз Грин называет это фанатизмом. Франсуаз Гоклин, упоминая о Юпитере, говорит об упрямстве. Я приписываю это скрытому рвению, духу крестового похода за правду самого архетипа. На практике легко принять собственную правду за некую высшую истину.

У моих клиентов часто существует свой камень преткновения. У Стрельцов или людей с планетами в Девятом доме он появляется тогда, когда человек, ссылаясь на некий авторитет или Священное Писание, старается изо всех сил доказать, что в такой-то религиозной группе, либо расе, либо философском течении, например астрологии, нет абсолютно ничего ценного. Девятый дом, или Дом философии жизни, часто так и хочется назвать Домом под девизом: «Моя философия верна, а прочие ложны».

Приведу несколько примеров. Преподаватель колледжа 30 лет назад сказал мне: «Астрология — это самое настоящее суеверие. И я, конечно же, не стану тратить на нее время. Я выхожу из себя, когда люди принимают ее всерьез.» Это был человек, религиозно преданный атеизму (четыре планеты в его карте находились в Девятом доме).
Недавно я услышала такую реплику: «Прочтя переписку Фрейда с Юнгом, я разочаровался во Фрейде. Это неглубокий мыслитель. Я возмущен, что мне приходится слушать его курс психологии для получения диплома».

А вот примеры высказываний приверженцев восточных религий: «Я буддист и стремлюсь освободиться от цикла перерождений, мне смешон христианский рай, это чистейшее заблуждение. Христиане так же наивны и полны предрассудков, как самые безграмотные крестьяне в моей стране.»

«Мой учитель не рекомендовал мне заниматься хатха-йогой, так как она учит, как совершенствовать снос тело, а это совершенно не пригодится после смерти. Такие люди зря тратят на нее свое время.»
Рвение Стрельца может быть слепым. По моим наблюдениям, труд очищения Девятого дома требует юпитерианского расширения сознания за пределы ограниченности и фанатизма, а противовес слепому рвению, самоуверенности и ограниченности дает противоположный знак — Близнецы. Управитель Близнецов Гермес оперирует фактами, а не эмоциями и знает, что доля истины есть в любой философской системе.
Все мы так или иначе участвуем в архетипе Стрельца. Даже те, у кого отсутствуют планеты в Стрельце и Девятом доме, обязательно имеют в каком-нибудь доме карты Юпитера. Поэтому относительно этого дома не худо спросить себя: «Не слишком ли я упоен собой и своими талантами? Буду ли я слепо сражаться в этих делах, защищая свои интересы? Не настроился ли я почивать на лаврах или только и делаю, что предаюсь грезам и мечтам о будущих свершениях?» Я убедилась, что в сфере дома, где находится Юпитер, человек должен сопротивляться тенденции откладывать дела на потом или ждать, пока с ним произойдет что-то замечательное, не прилагая к тому никаких усилий.

Пифагор говорит, что знание, особенно полезное, предохраняет от ментальной лени, обостряет проницательность и дает мудрость в суждениях. Это важно для понимания того, как работает ось Близнецы — Стрелец: познание — общение.

Будучи огненным знаком, Стрелец стремится воплотить в жизнь задуманное, достичь определенных результатов, преодолеть типичную для Близнецов стадию колебаний на жизненном пути. (Знак Воздуха — Близнец может долго изучать обе стороны решения до тех пор, пока пришедшая к нему удача не отправится к соседним дверям.) Однако Стрелец частенько вносит в дело не только свет, а прямо-таки кар. Пифагорово трезвое и здравое суждение отстоит от него на 180°, и лежит в оппозиционном знаке, ожидая интеграции. Пифагор под полезным знанием подразумевает изучение этики и философии, что усиливает проницательность и объективность и учит анализу, который легко дается воздушным знакам. Если Стрелец не научился логике, то он может с энтузиазмом становиться добычей низших Близнецов например, бойких коммерсантов.

Стрелец низкого уровня, ленящийся хоть немного подумать, доверчиво внимает обманщику, низшему лику Близнецов, придумывающему или сознательно искажающему факты. Ленивый Стрелец, импульсивный покупатель, обычно говорит: <С какой стати я буду читать «Дайджест потребителя» или искать другой магазин? Очевидно, это весьма дельный коммерсант, который уже все продумал. Он знает свой товар, поэтому он прав. Эта вещь уже есть у всех, а я чем хуже? Подпишу контракт, куплю ее и укачу в горы на выходные.> Но «поспешишь — людей насмешишь», и на следующий день вместо того, чтобы отдыхать, Стрелец уже висит на телефоне, сожалея о том, что впопыхах оформил ненужные теперь документы.

Твердое и хладнокровно принятое решение было бы противоположной реакцией. Если бы Стрелец мыслил логически, он был бы тем самым застрахован от фальшивой статистики, подкрепленной дутыми авторитетами, аргументов типа «все это уже купили» и других обманчивых обобщений. Он серьезно относился бы не только к рекламе на Мэдисон-авеню («ешьте этот хлеб на завтрак — его ест знаменитый бейсболист»), но и к своему собственному мнению.

Образование особенно важно в Девятом доме. Пифагор рекомендовал изучать музыку (гармонию) и математику, так как они способствуют развитию объективного мышления. Стрельцу может весьма пригодиться пифагоров стих: «легко не отвлекайся от своего решения» (Золотые стихи. Стих. 22).

Нередко люди говорят о Стрельце: «При первой встрече он произвел на меня довольно сильное впечатление. Он так убедителен и настойчив. Я был уверен, что он поможет нам протолкнуть это дело в муниципалитете, но он, кажется, ужасно подвел нас. Наш Святой Георгий отвлекся и не добрался до логова дракона». Львы особенно часто утверждают, что не принимают Стрельцов всерьез. Когда Стрелец чем-то вдохновлен, Лев относится к нему как к человеку, принявшему твердое решение (что свойственно Льву), а это далеко не так. Прохождение через Водолей дает Стрельцу или человеку с планетами в Х1евятом доме решительность фиксированных знаков и объективность воздушных.

Цели философии пифагорова духовного пути — истина и мудрость, а не разум сам по себе. Юпитер — это не студент и школяр Гермес. Пифагор говорил, что «искусство мышления может давать и верные, и неверные результаты». Поэтому он отмечал, что важно выбрать мудрых и добродетельных «друзей и не быть упрямым, а прислушиваться к их дельным советам и прощать им ошибки ради сохранения дружбы». Пифагор говорил, что распря дремлет в душе каждого из нас и ждет своего часа, и поэтому не следует пробуждать се в других неосторожными словами, гораздо лучше стремиться к гармонии. Процесс познания нередко связан с трудными переживаниями, но Юпитер (Бог) милостив — «он не причиняет несчастья добру». В трудные времена «ищи утешения в мудрости, дай ее исцеляющей руке облегчить твое горе» (стих. 19). Тогда «вернешь здоровье своей раненой душе и освободишь се от прежней боли» (стих. 66).

Верное мышление оппозиционно верному действию (Стрелец), и объединение их — задача оси познание — общение Третьего — Девятого домов, архетипов Близнецов и Стрельца. Пифагор говорит об этом в символической форме так: «Держись подальше от бутыли с уксусом» (стих. 29). Уксус греки считали желчью сатира. Следует верно использовать разум, а не направлять его усилия на то, чтобы ранить окружающих саркастическими репликами.

«Избегай обоюдоострого меча» (стих. 40). Так дается совет избегать сплетников и клеветников.

«Не вороши огня мечом» (стих. 5) — ничего не говори возбужденным людям, которые уже раздражены друг другом. «Посей мальвы, но не ешь их» (стих. 13) — будь снисходителен к другим, но не к себе.

Как-то на званом обеде мне на ум невольно пришли эти афоризмы. Один Стрелец экспансивно и расплывчато распространялся о том, в чем он на самом деле решительно ничего не понимал. Он привлек к себе внимание, впрочем особого вреда в том не было. На следующее утро вряд ли кто-нибудь из слушателей смог бы вспомнить, что же он нес на самом деле. Между тем на другом конце стола женщина-Близнец отпускала забавные, но ядовитые реплики по поводу кого-то из присутствующих. Она явно развлекалась, но реплики все были точными, четкими и явно запоминались. Подобное поведение характерно для низших Близнецов и Стрельцов. Пифагор советовал не говорить о том, «чего не знаешь», и «быть праведным в слове и действии». В течение первых пяти лет учебы в школе Пифагора ученики назывались «слушателями» и им не разрешалось говорить вообще. На шестом году те, кого считали подготовленными, проходили посвящение и получали разрешение учить других. Этот пятилетний период молчания может показаться сегодня излишним. По ось Близнецы — Стрелец отличается излишней разговорчивостью, а умение слушать — это важное свойство общения. Молчание усиливает восприимчивость и открытость новому знанию.

Цель философа — истина (мудрость). Невозможно прийти к истине через ложь подобно Гермесу-обманщику, произвольно манипулируя или создавая хорошее мнение о себе за чужой счет.

Истина есть нечто большее, чем приправа к фактам Близнецов. Для Пифагора истина — цель этического или философского пути. Зевс, или мистическая четверка (символ Юпитера ( )), — вот ключ, который нам необходим. Пифагор называет мистическую четверку «источником вечной природы и всемогущества.» Это то, «что соединяет части в единое целое». Четыре времени года составляют одно целое, добродетелей также четыре. Четыре возраста человека -детство, юность, зрелость, старость — составляют жизнь. Четверка называется также квартернионом. В работе «Психология и алхимия» К.Г. Юнг указывает, что квартернион есть «психическое пространство» бессознательного, часто проявляющееся в снах., Оно может быть связано с четырьмя функциями психики (мышлением, чувствованием, интуицией, восприятием) или с процессом интегрирования низших функций.

Пифагор и его ученики также толковали сны и, возможно, имели собственный опыт познания священного психического пространства. В астрологии существует четыре квадранта гороскопа. При трактовке карты или сна мы исходим из положения планет в квадрантах. Исследование сна начинается с квадранта, в котором находится человек во сне, и затем изучается его движение по другим квадрантам. У астрологов есть своя четверка элементов — воздух, земля, огонь и вода. Эта четверка представляется универсальной. В Китае квадрат означает Мать-Землю, породившую Космос. Буддистам он издавна служил символом для медитации.
Пифагор считал, что слово «Зевс» — это мантра, означающая Свет (просветление), но важнее, что оно было мистической, или каузальной, мантрой — изначальным принципом силы или энергии, создавшей космос. Начиная новый день или какое-нибудь важное дело, пифагорейцы призывали Зевса. Они стремились к контакту с источником созидательной силы.

В астрологии мы обычно пользуемся транзитами Юпитера, отвечая на вопросы относительно переездов, долгих путешествий, т.е. движения во внешнем мире. Однако в эзотерической традиции Юпитер воспринимается через сны и медитации как внутреннее пространство, которое Юнг называет психическим. В Индии астрологи рассматривают Юпитера как гуру. И если в доме, где находится Юпитер, или в доме, на куспиде которого расположен Стрелец, нам удается преодолеть такие отрицательные черты, как гордыня, несдержанность или грубость, и развить в себе такие пифагорейские добродетели, как сдержанность, скромность, терпение, справедливость,— это означает, что мы на верном пути. Мы уже получили Божие благословение, которое должно помочь благодаря присутствию Юпитера в этом доме.

Дары Юпитера (в том числе мудрость и понимание), о которых говорится в Золотых стихах, сродни дарам Святого Духа в христианстве. Лев в поисках своего «Я» обретал опыт целостности раскрытия своего личного творческого потенциала. Пифагоров путь очищения идет дальше переживания отдельной личности — он ведет к познанию универсального Духа и бессмертия. Так опыт Стрельца завершает огненную триаду тела, души и духа.

Четверка — это еще и куб. В геометрии Пифагора куб — первая из объемных фигур. У греков и китайцев он символизирует Землю, или твердую субстанцию. Это и основание, краеугольный камень, Надир. Земля — эзотерический управитель Стрельца.

Существует три знака земли. Первый, Телец, символизирует ценность. Эзотерическое учение говорит: «Цени превыше всего свою душу. Не повреди ей ни словом, ни делом». На земном уровне Телец означает: » не быть ни скупым, ни расточительным». Дева, второй земной знак, олицетворяет смирение. Пифагор говорит: «Когда гремит гром, коснись земли». Когда Юпитер (Бог) проявляет свой гнев через кого-нибудь из наших ближних, вместо того, чтобы ответить ему тем же, проявите смирение, т.е. коснитесь земли. Козерог, третий земной знак, связан с планированием, без которого, как известно, не может быть воплощена в жизнь ни одна мечта. Земля также связана с телом. Следовавшие философии золотой середины должны были ежедневно делать гимнастику, придерживаться вегетарианства, уметь хорошо отдыхать и «умеренно потворствовать потребностям тела». Когда в трудах по эзотерической астрологии говорится о Стрельце как о духе или конечной стадии алхимического очищения, то это лишь звучит так просто. Сам Зевс два-три месяца хромал, пока из бедра не родился, наконец, его божественный сын Дионис. Индусские и ветхозаветные истории, а также греческие мифы связывают бедро — часть тела, управляемую Стрельцом, — с обретением мудрости и понимания.

Лиз Грин обнаружила у клиентов-Стрельцов некую связь с повреждениями бедра. Я же отметила у своих клиентов некую связь между болезненным вывихом бедра, который удерживал их дома, и потребностью
отдохнуть от работы, очнуться и заглянуть в глубины своего собственного «Я».

Трудится ли человек над очищением с помощью медитации, самоанализа или с помощью истолкования снов, процесс этот часто начинается с травмы стрельцовской части тела — раны Хирона.
Иакову приснилось (Быт. 32:24-30), что он всю ночь боролся с незнакомцем (ангелом). Незнакомец, увидев, что не одолевает Иакова, коснулся его бедра и повредил сустав. В конце борьбы, Иаков попросил у ангела благословения, и тот дал ему новое имя — Израиль, «ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь». И нарек Иаков то место Пенуэл, что означало: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя». Позднее, как говорится в Библии, Иаков «хромал на бедро свое», как Зевс и кентавр Хирон.

Юпитер олицетворяет не только правду, мудрость, справедливость, но также дарованное нам от рождения право на счастье. Вот одна из самых прекрасных строк Золотых стихов: «…из радости вырастет еще большая радость; мудрость увенчает труды твои и благословит жизнь твою наслаждением, а конец твой — покоем» (стих. 31,32).


* Печатается с незначительными сокращениями по изданию Kathleen Burt «Archetypes of the Zodiac», Llewellyn Publication, 19X8, с любезного разрешения автора и издателя Карла Левеллина.

 

ТЕСТ

Как проявляется архетип Стрельца? Хотя предлагаемая серия вопросов относится главным образом к людям, имеющим в Стрельце Солнце или Асцендент, любой из вас может использовать ее применительно к дому, где находится Юпитер или на куспиде которого Стрелец. Ответы на вопросы покажут, каковы влияние Юпитера в карте, экспансивность натуры и стрельцовские инстинкты владельца карты.


1. Моя манера общения пряма как стрела, летящая прямо к цели:
а) обычно;
б) чаще всего;
в) редко.

2. Когда на меня оказывают давление, я начинаю терять терпение:
а) в 80-100% случаев;
б) в 50-80% случаев;
в) в 25% случаев или менее того.

3. Я не считаю ценными такие качества, как смирение, сдержанность, умеренность и терпение:
а) в большинстве случаев;
б) в 50 случаев;
в) в 25% случаев или менее того.

4. Мои лучшие черты — это честность, цельность, откровенность, оптимизм и великодушие:
а) обычно;
б) приблизительно в 50% случаев;
в) в 25% случаев или менее того.

5. В числе моих отрицательных качеств я бы назвал ограниченность, недостаток последовательности (я с энтузиазмом начинаю дело, но быстро остываю), склонность к излишествам в еде, расточительность и склонность к увлечению групповыми проектами:
а) в 80% случаев или более того;
б) в 50% случаев;
в) в 25% случаев или менее того.

6. Больше всего я боюсь:
а) стать жертвой несправедливости;
б) задеть чувства других;
в) что кто-то увидит мои отрицательные черты.

7. Наибольшее препятствие моему успеху:
а) окружающие;
в) я сам;
в) объективные причины.

8. Самая уязвимая часть моего тела, причиняющая мне наибольшие неприятности:
а) бедро, седалищный нерв, печень;
б) ноги;
в) шея и плечи.

9. Для меня очень важны такие типичные для Стрельца сферы интересов, как путешествия, различные виды азартных пристрастий (биржа, гонки, рулетка, бинго и т.д.), склонность к философствованию, любовь к роскоши:
а) очень;
б) отношусь довольно спокойно;
в) совсем не важны.

10. Я считаю мою работу:
а) тем, что помогает оплачивать счета между отпусками;
б) тем, что вполне подходит мне лично, так как позволяет много путешествовать:
в) главным в моей жизни.

Те из читателей, кто набрал пять и более ответов под буквой «а», находятся под сильным влиянием Юпитера на земном уровне. Набравшие пять и более ответов под буквой «б» склонны к противоположной крайности — Близнецам и нуждаются в большей открытости. Если Стрелец не ощущает себя великодушным, общительным, не предпочитает развлечения работе, это может означать, что Юпитер в его натальной карте ретроградный или находится в Двенадцатом доме. Это ведет не к направленной вовне общественной деятельности, а скорее к сосредоточению на метафизических проблемах. Те, кто на вопрос 7 дал ответ под буквой «в», направляют свою стрелу внутрь. Их Сатурн, скорее всего, будет в соединении, оппозиции или квадрате к Юпитеру.

Где же находится точка равновесия между Стрельцом и Близнецами? Каким образом Стрелец интегрирует разрозненные фактические данные в единую картину? Стрельца нередко обвиняют в том, что он упускает то, что находится у него под боком, ради того неведомого, что есть в дальних странах. Хотя это относится в основном к людям с Солнцем или Асцендентом в Стрельце, все мы имеем в гороскопе Юпитер, а многие — планеты в Девятом или Третьем домах. Полярность Стрельца — Близнецов дает всем нам возможность анализа и синтеза фактов, т.е. соединения их в целостную картину, и гармоничного общения с другими людьми.

1. Работая над новым проектом, я как бы полностью уже вижу конечный результат моих усилий. Работа идет мне на пользу. Я позволяю себе время от времени отдохнуть, что вливает в меня новые силы. О мелких деталях я не забочусь, предоставляю это другим:
а) никогда;
б) иногда;
в) чаще всего.

2. Я верю в то, что в каждом конкретном случае все определяется ситуацией:
а) как правило;
б) иногда;
в) никогда!

3. Я люблю путешествия:
а) только близкие;
б) и дальние, и близкие;
в) дальние, лучше за океан.

4. Я следую букве закона, а не духу:
а) чаще всего;
б) в 50% случаев;
в) не делаю различия между ними.

5. Мое высшее образование заключается в том, что я
а) помимо специальности, полученной в университете, овладел еще рядом научных дисциплин;
б) имею степень бакалавра;
к) учился в аспирантуре.

6. Я легко нахожу новых друзей, но с трудом сохраняю старых. Это случается:
а) никогда;
б) иногда;
в) часто.

Тем, кто набрал три и более ответов под буквой «б», хорошо удается сочетать полярность Стрелец — Близнецы. Тем, у кого три и более ответов под буквой «в», необходимо более сознательно развивать свойства своего натального Меркурия. Меркурий (Гермес) был «другом и спутником человечества». У тех, кто дал три и более ответов под буквой «а», равновесие нарушено в другую сторону (их Юпитер слабый или неразвитый). Постарайтесь изучить Юпитер и Меркурий в своем гороскопе. Есть ли между ними аспекты? Какая из этих планет сильнее по своему положению в доме или знаке его управления или экзальтации? Является ли одна из этих планет ретроградной, в падении или изгнании? Аспекты более слабой планеты дают ключ к се интеграции.

Что значит эзотерический Стрелец? Как может Стрелец интегрировать в своей личности качество практической Земли, своего эзотерического управителя? Проходя через Козерог, Стрелец становится более основательным, более ответственным в делах и семейных отношениях. После того как их страсть к авантюрам поутихнет, многие Стрельцы обращаются к эзотерическим проблемам и сосредоточивают энергию скорее на внутреннем мире, а не на внешнем, как прежде. Управитель Стрельца Земля дарует этому архетипу дисциплину, сосредоточенность и основательность, чтобы он смог собраться и преодолеть свою нетерпеливость, которая уводит стрелка от его цели — Духа. Ответы на следующие вопросы укажут, насколько сильно влияет на Стрельца его эзотерический управитель.

1. Прежде чем бросаться в омут с головой, я сначала соберу и проанализирую факты:
а) в 80% случаев и более того;
б) примерно в половине случаев;
в) в 25% случаев и более того.

2. Если бы я был совершенно честен, я признался бы в том, что мои прямолинейные замечания задевают других:
а) почти всегда;
б) в половине случаев;
в) почти никогда.

3. Я полагаю, что длительные ежедневные усилия на пути к цели
а) так же важны, как понимание значения самой цели;
б) не так важны, как общее понимание цели;
в) совершенно не так важны, как яркое и красочное представление о конечном результате усилий.

4. Мои решения основываются более на здравом смысле, чем на внезапных порывах:
а) в 80-100% случаев;
б) в 50% случаев;
в) в 25% случаев и менее того.

5. Я исповедую и придерживаюсь справедливости, умеренности, сдержанности и скромности в речах и поступках и стараюсь им следовать:
а) в 80-100% случаев;
б) в 50% случаев;
в) в 25% случаев или менее того.

Те, кто набрал три и более ответов под буквой «а», находятся под влиянием своего эзотерического управителя. Те, у кого три и более ответов под буквой «в», должны больше работать над соединением с практической Землей, стараться относиться к жизненным ситуациям менее импульсивно и более сдержанно, сочетая верное действие с верным пониманием. Те, кто дал ответы на вопросы 4 и 5 под буквой «а», вероятно, имеют ретроградный или находящийся в Двенадцатом доме Юпитер. Ответившие на вопрос 4 (ответы под буквами «б» и «в») могут удостовериться в том, что им недостает непосредственности; они, как правило, считают себя неудачниками в денежных делах, особенно если в их карте имеется жесткий аспект Сатурн/Юпитер. Тем, у кого в вопросе 5 ответы под буквами «б» и «в», следует не только сосредоточиваться на этике и философии, но большее внимание обращать и на материальный мир. Если Юпитер ретроградный, позитивные аспекты других планет часто являются ключом к развитию социального и финансового магнетизма Юпитера.

Источник: Урания №1-92