-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Боруп Кристиан

Психологическое значение кризисов рождения (продолжение, начало в №2-3-93)


Перевод с английского Татьяны Конюховой *

Стелла

История Стеллы служит хорошим примером того, как суровый миф о рождении может повлиять на всю жизнь человека.

Стелла родилась в 1923 г. и в возрасте 65 лет попала ко мне на консультацию. В письме она следующим образом описывает историю своего рождения: «Мать часто вспоминала: "Часы на городской ратуше пробили 12 раз, когда ты родилась". Крестили меня дома, вскоре после рождения, за которое я действительно боролась, так как родилась с пуповиной вокруг шеи. До меня у родителей умер новорожденный мальчик, которого даже не успели окрестить».

Что пытается рассказать Стелла в этой истории? Крестили ее в спешке при рождении протестанткой, поскольку родители боялись, что она не выживет. Между прочим, этот обычай редко встречается в Дании. Согласно данному мифу о рождении, уже с самого рождения к Стелле как бы предъявляются требования или на нее накладываются обязательства, сходные с теми, что существовали в случае с ее некрещеным братом, которому не дано было выжить. Дело обстоит так, как если бы она имела некие обязательства перед Богом, поскольку именно Он позволил ей выжить, совершив на этот раз чудо. А что говорит нам гороскоп, комментируя миф о рождении?

Вопрос состоит в том: оказали бы на Стеллу меньшее влияние все те кризисы, которые ей пришлось испытать в жизни, если бы ей было рассказано о тех ожиданиях, которые возложены на ее хрупкие плечи уже при рождении? Грандиозные планы матери в отношении будущего ребенка обычно отражаются Луной в X доме. Чаще всего это ожидания самой матери, которые она не может осуществить в силу сложившихся обстоятельств или отсутствия возможностей.

Самым важным аспектом, образуемым Луной, является ее квадрат с Плутоном в XII доме. Этот аспект повествует о рождении ребенка, Стеллы, которая чуть было не умерла. Именно поэтому она позволила смерти и потерям играть такую большую роль в своей жизни. Будучи не в силах справиться с этим квадратом, она провела много времени в психиатрических клиниках (Плутон в XII доме указывает на госпитализацию по причинам, связанным с психикой), одновременно продолжая активно работать, занимая высокие должности, обладая положением лидера, т.е. делая все то, что отвечало ожиданиям матери (Луна в X доме).

Вместе с тем произошло нечто, непосредственно не имеющее отношения к тому, что Стелла родилась с пуповиной вокруг шеи, хотя и связанное с самим фактом рождения. Возможно, в основе этого события лежали несовместимость матери и дочери (Луна в Овне в квадрате с Плутоном в XII доме), бессознательная антипатия к собственному ребенку. Когда Стелле исполнился один год, у нее родился брат, появление которого свело на нет дальнейшую необходимость реинкарнации умершего до рождения Стеллы ребенка мужского пола. Объяснением агрессивности матери к дочери может также служить тот факт, что, когда Стелле было три года, стал точным аспект Луны и Плутона — ив результате несчастного случая погиб отец Стеллы. (В хорарной карте рождения Луна прошла 3°, сделав точным квадрат с Плутоном.) Имея такую карту, Стелла могла бы полагать, что виновата в смерти отца, так как продолжает постоянно ощущать обиду, исходящую от матери. В целом ее отношения с матерью можно охарактеризовать как трудные, и так же, как и в случае с Петером, ее Солнце находится в Рыбах, т.е. она пытается адаптировать свое "я" к требованиям семьи.

Стелла пишет: "В целом жизнь моя никогда не была гармоничной или счастливой, даже когда я была ребенком. Отец умер в результате несчастного случая, мать в 25 лет осталась вдовой с двумя детьми и больше так и не вышла замуж, В то время мне было три года, а брату — два. Понятная горечь матери на собственную судьбу в значительной мере повлияла на начало моей жизни. Я бросила школу, и в 1939 году меня отдали в ученичество, которое закончилось для меня через 8 дней".

Практически всегда при наличии аспектов между Луной и Плутоном можно говорить о сильной фиксации матери, что в гороскопе женщины свидетельствует о конфликте между дочерью и матерью. Часто можно также наблюдать, что человек объясняет собственную жизнь через происходящие в мире политические события. В этом прослеживается естественная потребность отождествить себя с атмосферой в обществе. Это полностью совпадает с основной характеристикой Плутона. Имея такой Плутон в карте, человек подвержен подобного рода коллективным влияниям масс часто в неконтролируемой форме. Во время второй мировой войны брат Стеллы оказывается в фашистском концлагере, матери удается избежать этой участи благодаря бомбежке штаба немецкого командования в Копенгагене союзническими войсками. Стелла постоянно избирает события войны для того, чтобы с их помощью объяснить собственную жизнь даже тогда, когда эти события не имеют к ней непосредственного отношения. Квадрат Луны с Плутоном становится символом ее кризиса рождения, и поэтому именно так она интерпретирует события своей жизни. В целом можно сказать, что аспекты Луны с Плутоном всегда ставят вопрос о "заслуженности" появления на свет.

Очень часто квадрат Луны с Плутоном подразумевает присутствие постоянного чувства вины, в данном случае первородного греха. В 1954 г. Стелла обращается в католичество, возможно, тем самым пытаясь объяснить ощущение катастрофы, сопровождавшей ее всю жизнь из-за наличия в карте этого аспекта. Этим актом "нового" крещения она восстает против воли родителей, окрестивших ее сразу после рождения, подчеркивая, что их действия перестали иметь для нее всякое значение. Она не родилась мальчиком, которого так ждали. В 1965 г. этот поступок становится предметом семейной драмы, главную роль в которой "исполняет" мать. Вот как говорит об этом сама Стелла: "Я так никогда и не сказала матери, что именно она была основной причиной этого события". Стелла не открыла ей тайну, что в основе решения стать католичкой лежала неприязнь матери к католикам. Таким образом, защищаясь, Стелла одержала победу.

Кто осмелится бросить вызов Луне в Овне, да еще в квадрате с Плутоном в XII доме? Стелла не осмелилась, но выплеснула свои эмоции на младшего брата — воплощение ребенка мужского пола, роль которого она не смогла исполнить.

Но, пожалуйста, не забудьте о том, что не все аспекты Плутона имеют значение, подобное тому, что мы увидели в карте Стеллы. Ведь в данной карте квадрат Луны с Плутоном особенно силен, поскольку это единственный аспект, образуемый Луной, а также в силу того, что Луна является управителем Асцендента.

Позвольте мне проиллюстрировать некоторые события из жизни Стеллы, чтобы дать представление о ее внутреннем мире.

"В 1940 г. я влюбилась в Гарольда, который об этом и не подозревал. Он был на 10 лет старше меня, к тому же помолвлен. Пути наши разошлись, а в 1943 г. я узнала, что он служит в немецкой армии как датский офицер! И лишь в 1947 г. я решила, что пора его забыть. Ведь мой брат всю войну провел в немецком концлагере".

Обратите внимание, что Стелла постоянно осознает политическую ситуацию (коллективный принцип Плутона), с которой связывает события частной жизни. Она смешивает личные и коллективные проекции данного квадрата, пытаясь интерпретировать их в рамках собственного понимания. Фактически она признается в том, что человек, которого любит, является мучителем, хотя и в символическом смысле, ее брата. Она хочет сказать, что чувствует себя ужасно, ведь продолжает любить Гарольда и после окончания войны, которая чуть не убила ее мать.

В 1975 г. она пытается забыть о несчастной тайной любви, целиком посвятив себя работе и общественной деятельности. Она так и не сказала Гарольду о своем чувстве, но, по ее словам, "в конце 1975 г. этот человек вновь встал на моем пути, я испытала величайшую в моей жизни любовь, но была связана работой, а поэтому из этого так ничего и не вышло".

И вот, наконец, кажется, появилась возможность обрести счастье и успех! Человек, которого она любит, хочет быть с ней, но Стелла предпочитает работу. Она уже не в силах порвать с собственными привычками и все еще пытается претворить в жизнь ожидания матери (Луна в X доме). Но у Стеллы возникает план! В то время ей остается 10 лет до пенсии, и она решает, что великая любовь может подождать. Она продолжает считать, что все еще недостойна этого чувства. И вот 1 января 1985 г. она уходит на пенсию — настало время любви! На середину января назначено свидание с любимым человеком, но ждать она будет напрасно. Стелла делает вывод, что любимый бросил ее, и даже не пытается связаться с ним. Ока свыкается с потерей, считая, что недостойна любимого человека. И лишь через две недели окольными путями узнает, что он умер от сердечного приступа ровно месяц назад!

Гороскоп Стеллы является прекрасной иллюстрацией того, как человек не пользуется возможностями, которые могут принести ему счастье. Это типичный пример того, как миф о рождении, или кризис рождения, перерастает в необратимую модель поведения, при которой человек никогда не принимает осознанных решений. Солнце в Рыбах и Асцендент в водном знаке Рака приводят к тому, что человек выбирает в качестве жизненной модели роль жертвы; он как бы оказывается в клубке обстоятельств, который сам не в силах распутать. И все лишь потому, что не видит других возможностей. Я надеюсь, что астролог сможет помочь такому человеку разомкнуть этот порочный круг!

В своем письме Стелла описывает, как в начале 1975 г. она случайно познакомилась с известным датским астрологом Ирэне Кристенсен. Стелла вспоминает: «Велико же было наше удивление, когда мы выяснили, что родились в один день, я — в полдень, а Ирэне — в полночь. Я очень ясно помню, как она сказала тогда: "Когда-нибудь я сама займусь Вашей картой". Но до дела тогда так и не дошло. Лишь в августе я обратилась за свидетельством о рождении, это было время принятия важных решений, а позднее у меня руки не дошли сделать собственный гороскоп. Когда в начале 1976 г. я прочла о смерти Ирэне Кристенсен, ощущения были самые престранные, и понятно, почему я уже больше к этому не возвращалась».

К письму Стеллы приложена вырезка из женского журнала за 1976 год, в которой говорилось: "Смерть не была неожиданностью для астролога Ирэне Кристенсен. Она сама предсказала ее дату. Это было 18 февраля, в годовщину ее первой свадьбы". На самом деле она не делала подобных предсказаний, но средства массовой информации любят подобного рода истории. И тут опять Стелла объясняет собственные действия или, точнее, собственное бездействие с помощью внешнего фактора.

И лишь 12 лет спустя, в 1988 г. она просит меня о консультации человека, продолжающего дело Ирэне и возглавляющего астрологический институт, носящий ее имя. За 10 месяцев до этого умерла мать Стеллы, освободив ее таким образом от мифа о рождении и сделав возможным развитие событий по иному сценарию. Но способна ли Стелла доверять собственным внутренним ощущениям? Вторичная прогрессия МС приближается к секстилю с Солнцем. Хочет ли Стелла, чтобы я предсказал дату ее смерти? Или это будет новая жизнь?

Алиса

Алиса пришла ко мне на консультацию в 1988 г. В то время ей было 43 года. Вот что она написала мне в письме до консультации: «Время моего рождения не зафиксировано в официальных документах. Его нет и в записях местного врача, а если бы и удалось найти какие-то записи, то вряд ли бы они оказались верными. Согласно записям отца в дневнике, относящимся ко времени моего рождения, вопрос стоял так, появлюсь ли я вообще на свет.

Вот эти записи.

"Воскресенье, 26 мая.

В 5.30 утра боль от схваток стала настолько сильной, что мы вызвали акушерку, госпожу Д., которая, однако, не смогла прийти и прислала госпожу X. Она сделала Агнессе укол морфия. Вечером госпожа X. пришла снова, и, так как схватки усилились, она вновь сделала укол морфия. Она обещала прийти в понедельник.

Понедельник, 27 мая.

Начиная с часа пополудни опять начались сильные боли, и около 16.45 вновь послали за госпожой X. Ее не оказалось дома, но муж обещал ее разыскать. Ее все не было, и я опять позвонил, но она еще не вернулась домой. Муж обещал прислать детскую сестру. Та вскоре пришла и сказала, что скоро начнутся роды и необходима акушерка.

Но госпожи X. все еще не было дома, и ее муж послал за госпожой Д. Она быстро пришла и, по ее словам, "как раз во время". Она почти тотчас же послала за доктором Р. Он прибыл около 18.45, а я ходил взад и вперед по комнате, не имея возможности ничем помочь.

19.20 появился доктор Р. и сказал, что у меня родилась дочь. Во время появления дочери на свет возникли некоторые трудности, так как у нее в легких скопилось значительное количество жидкости, но, слава Богу, с этим удалось справиться. Но вероятен был и совсем иной исход дела".

А вот что об этом вспоминает моя мать: "Очнулась от укола и услышала, как госпожа Д. спрашивала доктора Р. о том, который час. Тот ответил, что 19.15. Затем я спросила, все ли в порядке. Мне ответили утвердительно."

Поэтому я не могу говорить о более точном времени моего рождения».

Согласно ректификации по методу Кюндига, время рождения Алисы 19 часов 15 минут 31 секунда.

На сложные и, что особо примечательно, длительные роды указывает точный квадрат Луны с Сатурном. Как это часто бывает в подобных случаях, возникают задержки и проблемы с акушеркой. А когда ребенок, наконец, появляется на свет, то он либо мертв, либо его с трудом удается спасти. Квадрат Луны с Сатурном — это последний аспект Луны, который она образует, прежде чем станет Луной без курса.** Очень часто это является показателем того, что ребенок не имеет нужной жизненной энергии после рождения и ему требуются дополнительные действия извне.

Точный квадрат Луны с Сатурном указывает на потенциальные периоды депрессии, необъяснимые с точки зрения внешних событий, но являющиеся подсознательным проживанием вновь кризиса рождения. По моему убеждению, миф о рождении, или кризис рождения, способен пролить свет на причины так называемых эндогенных депрессий.

Рассказывая в письме о своей жизни, Алиса вспоминает 1988 год как самый ужасный период в жизни, когда ее охватила глубокая депрессия. Она не искала помощи, что обычно для состояний подобного рода, когда Луна находится в квадрате с Сатурном. Она как будто бы говорила: "Мне удалось появиться на свет, и что бы со мной ни случилось, я справлюсь со всем без посторонней помощи". Конечно же, вторичная прогрессия МС*** пришла в оппозицию с Луной и квадрат с Сатурном, активизировав тем самым кризис рождения, требуя от человека принятия решения в соответствии с жизненными целями и смыслом жизни.

Алиса — дипломированный юрист, но никогда не работала по специальности. Сатурн на куспиде XI дома говорит о стремлении к знаниям и образованию, но квадрат с Луной (кризис рождения) затрудняет осуществление этого шага. Ту же идею можно выразить другими словами: Алиса с ее кризисом рождения не чувствует, что сама определила свою карьеру. Ей необходима поддержка, возможно, мужская. В истории ее рождения это фигура доктора Р., который был единственным, кто мог спасти ее после появления на свет. В подсознании Алисы доктор Р. стал своего рода богом, обладающим мудростью, необходимой для ее спасения. Такого рода проекции могут осложнять принятие ею самостоятельных решений.

Далее в своем письме ко мне она продолжает:

"В 1967 г. я впервые встретилась с г-ном А., который с тех пор и до весны 1989 г. оказывал большое влияние на мою жизнь. Я считала его своим ангелом-хранителем".

Она называет г-на А. своим ангелом-хранителем, но на самом деле он был всего лишь одним из образов доктора Р.

В 1988 г. "я заговорила с г-ном Б., а с июня 1989 г. у меня установились с ним очень прочные отношения". В конце 1989 г. она просит меня — астролога-мужчину об астрологической консультации, задавая следующий вопрос: "Я чувствую, что стою на распутье. Что делать? Я дипломированный юрист, но никогда не работала по специальности. Стоит ли мне начать практику, как это считает г-н Б.? Я знаю, что астрологи не составляют гороскопы для третьих лиц, но полагаю, вы сможете мне сказать, нахожусь ли я до сих пор под влиянием г-на А. или же мне стоит последовать совету г-на Б. и в отношении работы, и в личной жизни. Может быть я должна сделать что-то третье?"

Как видно из мифа о рождении Алисы, она ищет мужской образ наставника, "который освободит ее легкие от находящейся там жидкости", освободит ее чувства (воду) от интеллекта (воздуха) и даст ей возможность свободно дышать". Она спрашивает, под влиянием которого из двух мужчин находится, как бы не представляя себе возможности не находиться под чьим-либо влиянием вообще. Снова проявляет себя квадрат Луны с Сатурном. Алисе придется понять связь между мифом о своем рождении и фигурой советчика, воплощенной для нее в образе мудрого мужчины.

Она приняла версию отца относительно своего появления на свет. А интерпретация матери приводится Алисой в качестве рассказа или впечатлений человека, вовсе не понимающего, что происходило с ней во время родов. Мать приходит в себя после укола морфия и слышит вопрос акушерки Д. относительно времени, адресованный доктору Р. Она сама не в состоянии знать даже такую простую вещь! Все женские персонажи — героини мифа о рождении — либо делают ошибки, либо вообще ничего не могут сделать (Луна без курса!). То же относится и к матери Алисы, которая находилась под воздействием сильной анестезии. И только мужчина, доктор Р., смог помочь. Нет ничего удивительного в том, что Алиса никогда не занималась юридической практикой. Не удивительно также и то, что она всегда искала сильных мужчин — защитников, контролирующих ее жизнь, вместо того чтобы доверять себе и принимать самостоятельные решения. И если она этому не научится, то так и будет продолжать позволять мужчинам типа "мудрый Сатурн" контролировать свою жизнь. В данном случае А., конечно же, оказался Козерогом, а Б. — Овном.

А теперь несколько коротких историй. На их примере вы сможете проследить интерпретацию некоторых комбинаций аспектов Луны и мифов о рождении.

Петра

В мифе о рождении Петры есть несколько тем, сходных с Алисой, и миф этот оказал на ее жизнь значительное влияние. В 1989 г. Петре было 45 лет.

Вот что она пишет: "Я была первым ребенком у матери, и мне рассказывали, что в то военное время пригласить акушерку было не просто (я родилась дома). Мать моя долгое время пролежала без помощи и никак не могла разродиться. Когда, наконец, появилась акушерка и я родилась, то было совершенно очевидно, что я мертва. Никто уже не может вспомнить, как долго это длилось — секунды или минуты".

В карте рождения мы видим квадрат Луны с Юпитером. И опять встречаемся с Луной без курса во время очень тяжелых родов; чуть было не стоивших ребенку жизни, и все из-за того, что вовремя не прибыла акушерка. (Хотя мы видим на границе знака точный секстиль Луны с Солнцем, т.е. Луна находится в 00°00´ Стрельца, а Солнце в 0° Водолея, я считаю, что Луна здесь без курса.)

Рассказывая миф о своем рождении, Петра высказывает очевидные опасения по поводу нарушения своих умственных способностей (высшая интеллектуальная деятельность — Луна — Юпитер) вследствие родовой травмы мозга. И это было бы прекрасным основанием для разговора о ее мифе, обвиняй она себя в том, что так и не получила высшего образования (Юпитер), которого, как она считает в глубине души, заслуживает (ее Юпитер находится в I доме, ASC во Льве). Но вместо этого Петра выбрала своей целью Луну в IV доме, и когда в 1989 г. она пришла на консультацию, то прошел год со времени, как распался ее брак, и три месяца с тех пор, как муж ушел к другой женщине. Ей очень не хватало мужа, она была крайне расстроена его плохим обращением с ней и двухлетней дочкой, которую он "совсем не хотел навещать".

Очень часто чувство глубокой потери ассоциируется с кризисом рождения. Здесь эта печаль отражается в ее проекции собственной боли на их двухлетнюю дочь. Ребенок, не любимый отцом, это как раз то, что было с ней самой (Венера в оппозиции с Сатурном). Квадратам в фиксированных знаках очень тяжело признать потерю и отсутствие контроля над ситуацией, что и происходит в случае с Петрой.

Карен

Карен родилась 16 июля 1936 г. Вот что она пишет: "Моя мать не помнит точного времени моего появления на свет. Роды были сложными. Мать рассказывает, что, по расчетам врача и акушерки, я должна была родиться в середине августа. В середине июня мать заболела и возникла угроза выкидыша, но потом ей стало лучше, а месяц спустя после этого родилась я, на месяц раньше срока.

Мой брат-близнец, который появился после меня, родился мертвым, возможно, он умер еще в июне, когда мать заболела. В первые недели после рождения жизнь моя находилась в опасности**.

Луна вышла из квадрата с Сатурном (болезнь матери) всего лишь два градуса назад, и теперь она без курса (Карен чуть не умирает во время родов). В жизни Карен отношения с партнером всегда имели важное значение. Уже в возрасте 12 лет она покидает родной дом (Луна в квадрате с Сатурном). В 1955 г. она выходит замуж и чувствует себя несчастной уже в день свадьбы. В жизни у нее было много романов, которые неожиданно расстраивались, так как она разочаровывалась в партнерах.

В мифе о рождении нет никаких упоминаний об отце, и квадрат Луны с Сатурном в VII доме является классическим примером аспекта, при котором человек ищет отцовский архетип в своем партнере. Этот аспект также указывает на ранний уход из отчего дома.

Лив

Лив родилась на севере Норвегии в 1956 г. Очень часто оппозиция Луны с Плутоном точно на оси Асцендента/Десцендента указывает на то, что во время родов жизнь ребенка находится в опасности. Луна без курса, и ей предстоит пройти границу знака, чтобы прийти сначала к оппозиции с Плутоном, а затем с Асцендентом.

Во время родов Лив чуть не умерла, поэтому ей дали имя, которое по-норвежски означает «жизнь».С подобным мифом мать ожидает от ребенка только одного: давать жизнь другим людям. Это как раз то, чем Лив и занимается: она известная театральная актриса, специализирующаяся на ролях с глубинными плутонианскими характеристиками.

Вот что она пишет: "Когда я играю, то не чувствую, что достигла цели, пока не услышу, как публика всхлипывает". Она проецирует собственный миф о рождении на публику, а Плутон, находящийся в соединении с Асцендентом, связывает ее с глубинными слоями подсознания, чья сила и заставляет зрителей сопереживать ей и ее героиням. Такой аспект Плутона вынуждает человека постоянно помнить о связи с глубинными силами подсознания, которые живут в каждом из нас (коллективный принцип Плутона). Лив часто задает мне вопрос, правильно ли она сделала, что стала актрисой, или же ей нужно заняться чем-нибудь другим. Аспекты Луны с Плутоном всегда задаются вопросом о смысле существования, и каждый раз, чувствуя неспособность донести до окружающих (в данном случае до зрителей) свои глубокие эмоции, человек подвергает сомнению правильность выбранного пути. Лив чувствует, что не имеет права быть просто актрисой. Она ощущает, что должна оказывать на публику сильное влияние, должна затронуть эмоции других людей. И когда она чувствует, что это не получается, возникает ощущение вины, характерное для аспекта Луны с Плутоном.


* Кристиан Боруп — известный датский астролог, руководитель Астрологического института имени Ирэне Кристенсен. Статья прислана автором специально для "Урании". Продолжение. Начало см. в N 2-3 за 1993 г.

** Луна без курса, или Луна в свободном уходе, — положение Луны, при котором она не образует ни одного точного мажорного аспекта до того, как покинет знак, в котором находится (прим. ред.).

*** 1° = 1 году (прим. ред.).

Источник: Урания №4-93