-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Мертц Бернд

Парацельс и его астрология


Мир Урании охватывает все, что так или иначе помогает нам связать "то, что наверху", с "тем, что внизу". И потому Теофраст Парацельс, врач, астролог, философ, который рассматривал человека как микрокосм, который видел "небосвод" в человеческом теле, безусловно, принадлежит к этому миру. Для многих имя Парацельса — лишь отзвук средневековья. Мы рады предложить читателям подборку материалов, которые позволят больше узнать о знаменитом враче. В подборку вошли две статьи из швейцарского журнала "Astrolog", посвященного 500-летию со дня рождения Парацельса, и отрывки из двух докладов К.Г.Юнга "Парацельс" и "Парацельс как врач".

 Перевод с немецкого Наталии Балашовой *

Парацельс"Врач должен быть в первую очередь астрономом; если же он таковым не является, то сбивает с толку больного. Ибо лекарь, не знающий астрономии (астрологии), не может считаться настоящим врачом, ведь по большей части недугом управляет небосвод".

Человеком, высказавшим это мнение около пяти столетий назад, был не кто иной, как Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный под именем Теофраста Парацельса.

Парацельс (он сам дал себе это имя) называл астролога астрономом, астрологию — астрономией, подчеркивая тем самым, что звездное искусство — это постижение законов природы. Имя "Парацельс" означает "превзошедший Цельса",— некогда глубоко почитаемого римского врача, которого современники Парацельса считали великим знатоком своего дела.

Парацельс родился 10 ноября 1493 г. у Чертова моста близ Айнзидельна в Швейцарии. Примечательно, что в тот момент высшие планеты находились в тех же знаках, что во время его 500-летнего юбилея: Плутон в Скорпионе, Уран в Козероге, Нептун в Козероге, Сатурн в Водолее. И даже Юпитер стоял в соседнем (по отношению к натальному положению) знаке Девы.

То, что Парацельс родился рядом с Чертовым мостом через реку Зиль, наложило определенный отпечаток на личность этого сложного и своеобразного человека. Сам Парацельс проложил немало "мостов", соединивших средние века с новым временем, в том числе и в астрологии. Не раз обвиняли его в том, что он обладает сверхъестественной силой, которая многим казалась дьявольской.

Парацельс жил в великое время, породившее Коперника, Колумба, Лютера, Дюрера, Меланхтона, Цвингли, Рименшнейдера.** Это было время, когда людям впервые удалось обогнуть Землю и все земное стало ближе и притягательнее. В Западной Европе тогда не утихали религиозные споры и столкновения, в которые был втянут и Парацельс.

Очевидно, у Парацельса было счастливое детство, во всяком случае он высказывал следующие мысли: "Ребенок не нуждается ни в светилах, ни в планетах: его мать является для него и планетой, и звездой". Но детство Парацельса кончилось в 8 лет, когда умерла его мать и отец отправился с сыном в Австрию. Началась учеба, включавшая и изучение тайных наук. Стоит особо отметить роль учителя Теофраста — Иоганнеса Тритхемиуса фон Шпонгейма, пробудившего в Парацельсе горячую любовь к тайным наукам, которая привела его к Сигизмунду Фуггеру — высоко ценимому в те годы алхимику из Шватца (Тироль).

Однако Парацельс учился преимущественно у самого небосвода, и его познания имели истоки в непосредственном наблюдении природы. Он знал небо далекого севера и юга, небо Атлантики и Восточной Европы.

Парацельс был знаком и с астрологами своего времени, разделяя их на две категории: "Необходимо различать истинного астролога и астролога-обманщика". Последний — это ложный астролог, который обманывает весь мир. Такой астролог особенно выдает себя тем, что ставит человека в зависимость от того или иного небесного тела. Если мы сегодня слышим заявления типа "...когда Сатурн подходит к Солнцу, следует быть предельно осторожным," мы имеем дело именно с тем, что Парацельс активно отвергал. Напротив, он утверждал: "Помните, что мудрость обладает силой и властью над небесными силами, но не звезды над ней".

Фанатизм или астрологическое суеверие не коснулись этого гения. В наше время он может служить примером не только для некоторых астрологов, но также и для тех, кто ищет их советов.

Истинный астролог, считал Парацельс, мудр, он ведает, что небесное светило указывает каждому свое время. А торопить время, значит, терять его. Тот, кому суждено совершить нечто великое, чувствует это уже в самом раннем детстве. Ясным указанием на то, что не транзиты вызывают болезнь, являются сами транзиты. Главное — радикс, та основа, которая показывает человеку его задатки и цели. Будучи врачом, он приводил весьма убедительный пример из области медицины: "Только когда для больного уже пробил час выздоровления, Бог посылает его к врачу, но не раньше. Все, кто приходят к нему до этого момента, делают это напрасно. Только Господь Бог определяет время болезни и положение звезд". В другом месте Парацельс писал: "... надо заметить: Бог послал нам болезни как наказание, как предзнаменование, как указание, чтобы мы поняли, что все наши дела — ничто, что наше знание не имеет прочной основы и что мы не ведаем истины, во всем несовершенны, мелочны и сами по себе ничего не можем и не знаем". Эти слова могли бы выйти из-под пера современного психолога, знакомого с психосоматикой и астрологией, стремящегося подвести пациента к новому осознанию своей болезни.

Парацельс часто нападал на врачей своего времени. Можно привести такое его высказывание: "Что (можно) сказать о лекарствах для матки, которые ты даешь женщинам, если они не учитывают влияния Венеры? Что такое лекарство для мозга, если оно не привлекает на помощь Луну? Оно проходит через желудок и кишечник, не оказывая никакого воздействия". Дальше он отмечал: "Искусство состоит в том, что ты не должен говорить: мелисса — целебная трава для матерей, майоран действует на голову.

Так говорят люди неразумные. Их благотворное воздействие гораздо больше связано с Венерой и Луной. Именно это должен знать врач, если речь идет об основах искусства врачевания. Если он не знает этого, то он не кто иной, как обманщик, и занимается искусством лечения как крестьянин, который опускает тыкву в вино и лечит этим всех людей". Сам Парацельс, заботясь о внутренних сокровенных процессах, мыслил эзотерически. Так, он писал: "Из мяса и крови человека не может быть получена квинтэссенция. Жизненная сила и дух добродетели, душа как основа жизни — все это покидает со смертью тело человека и более не остается в нем". Можно вспомнить и другое его рассуждение: "Надо отметить, что у человека две души: вечная и природная, что необходимо для жизни. Со смертью человека элементарная плоть испускает дух, а неземное уходит на небеса. И дух Творения*** идет к Тому, чьим воплощением он является". Это значит, что вечная душа возвращается к Богу.

Парацельс постоянно обращался к астрономии, но предупреждал, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил. Планеты и звезды никогда не должны быть предлогом или решением для действий! При этом он писал: "Астрология учит человека, каковы его настроение, сердце и помыслы, каковы они: лживы или правдивы и добры, справедливы, злобны или нет. Она учит, как отразится на судьбе ребенка звездный час его рождения".

Парацельс полагал, что крайне опасно подчинять свою судьбу небесным телам, считая, что "это происходит оттого, что такой человек не знает себя самого и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!" Парацельс был представителем того направления в астрологии, которое стремилось наделить человека мужеством и бодростью духа в противоположность астрологам, которые предупреждали, предостерегали и весьма охотно, хотя и неосознанно, предрекали несчастья. В истории астрологии мало кто так горячо, как Парацельс, призывал к личной ответственности. Знаменита его фраза, которая, правда, была правильно понята лишь немногими: "В одном и том же человеке Солнце, и Луна, и все планеты, подобно тому как в нем же все звезды".

Констелляции звезд "живут" в нас, но они могут быть поняты только вне нас и они могут вращаться. "Поэтому, — писал Парацельс, — искусство астрологии достойно уважения уже потому, что это искусство, а не только техника. Оно требует терпения и готовности к неожиданностям".

Интересно, что его известнейшее изречение "от дозы зависит, является ли вещество ядом," применимо и к астрологии. Когда уже ни одного решения человек не принимает, не заглядывая в эфемериды и вычисления, тогда божественное искусство астрологии нарушено и как следствие подводит нас.

Современники видели в этом часто «неудобном» и необычном человеке посвященногo. Покинутый почти всеми, он умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге и был похоронен на кладбище св.Себастьяна для бедных. Однако творчество Парацельса живо и по сей день. Спустя 500 лет мы можем многому у него научиться: и личной ответственности за свою судьбу, и пониманию, что нельзя перекладывать эту ответственность на звезды. Мы можем научиться серьезному отношению к астрологии средневековья, осознанию, что только способность увидеть внутреннее "небо" дает нам интуицию для совета или суждения.

В Айнзидельне на месте рождения Парацельса ему установлен памятник. Однако в надписи на памятнике нет ни слова об астрономических или астрологических заслугах ученого. Долг нас, астрологов, чтить имя Парацельса. Ян Баптист Гельмонт**** изобразил Парацельса "монархом арканов", "императором тайн".

Этот "монарх арканов" говорил: "Каждая звезда — буква. Из взаимодействия звезд получается полное значения содержание небесного письма". К этому следует добавить: человек может совершать великие дела, если ему служат, указывая дорогу, небесные светила и звездные знаки.

Парацельс был и остается ярким тому примером. Его деятельность была звездным часом астрологии!


* Из доклада на Всемирном астрологическом конгрессе, прочитанного 23 августа 1993 г. в Люцерне (Швейцария) и опубликованного в швейцарском журнале "Astrolog" в августе 1993 г.

** Меланхтон Филипп (1497-1560) — немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник М.Лютера. Цвингли Ульрих (1484-1531) — деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства. Рименшнейдер Гильман (ок.1460-1531) — немецкий скульптор эпохи Возрождения (прим.ред.).

*** Имеется в виду божественное начало в человеке (прим.ред.).

**** Ян Баптист Гельмонт (1579-1644) — голландский естествоиспытатель, видный представитель ятрохимии.
 

Источник: Урания №3-94