-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Как Левин Левину (диалог через океан)


Филипп Левин

 Венера – покровительница диалога. Поэтому сегодня Клуб Урании стал ареной диалога через океан двух астрологов, имеющих не только одинаковые фамилии, но и сходные взгляды… А записать его помогли две Наталии — Клименко и Ермельченко..

Вот уже несколько лет я пишу и рассказываю о предмете, вызывающем у меня глубокие и сильные чувства. Мне кажется, я имею на то право, поскольку люблю астрологию, занимаюсь ею более двадцати лет и за плечами у меня обширная психотерапевтическая практика. Этот последний опыт (наравне с историей моего детства, женитьбы, участия в общественной деятельности) научил меня с вниманием относиться к таким функциональным нарушениям, как склонность к наркомании и алкоголизму, зависимость, проекции, тень и культовый психоз.
Я считаю, что до тех пор, пока человечество не увидит, не познает и не преодолеет свою коллективную и индивидуальную тень, нет для нас надежды спасти планету от нами же созданной разрушительной программы. Все вокруг деградирует, молодые люди заполняют жизнь бесчувственной жестокостью и бессмысленным время-препровождением; насилие и жестокость, особенно по отношению к детям, принимают угрожающие размеры. Я мог бы и и продолжить, но довольно проповеди.
Чего же я хочу? Уже несколько лет я прошу астрологическое сообщество провести небольшой самоанализ и сталкиваюсь при этом с поразительным безразличием. В качестве группы мы обладаем теми же тенденциями, что и любая другая группа: проецируем свою тень на других, ищем виноватых, отрицаем собственную ответственность за свои слабости и недостатки. Как представители профессии, призванной помогать другим, мы обязаны быть предельно честными по отношению к самим себе, своим поступкам и своей мотивации. Конечно, это то, чего хотелось бы избежать, потому что болезненно расставаться со взлелеянным нами эго-идеалом и с представлением о самих себе как о посвященных служителях.
Сейчас, во времена планетарного кризиса мы обладаем уникальной возможностью. Мы — носители традиции единой Вселенной, в которой люди — значимые участники. Этот унитарный взгляд на Вселенную был утрачен, и сегодня преобладает сепаратизм.
Настало время организовать постоянно действующий форум, посвященный самоанализу. Для умонастроения астрологов характерна позиция: "они против нас", где "мы" — бедные угнетенные и непонятые астрологи, а "они" — люди науки, скептики, журналисты и т.д. Сомнительно, что картина именно такова. Мы в большей степени заслуживаем то, что имеем, и многие астрологи культивируют тот стереотип, который служит предметом насмешек журналистов и др.
Вот несколько тем для обсуждения на случай, если AFAN* когда-либо захочет поддержать идею такого форума.
1. Доминирующая модель в современной астрологии (конференции, книги, практика) — прогноз.
Почему бы не исследовать серьезно причины подобного положения дел? Из-за того, что точность наша небезупречна? Из-за того, что мы продолжаем делать прогнозы, почти или совсем игнорируя предыдущие
промахи? Или потому, что эта тема мучит нас? А может, все дело в контроле? Не занялось ли большинство из нас астрологией из бессознательной потребности в более сильном ощущении контроля за собственной
жизнью?
2. Откуда такое сопротивление по отношению к изучению всех этих тем? Почему приводятся аргументы в стиле неблагополучной семьи, например, что мы должны выступать единым фронтом против враждебного мира и что самоанализ только ослабит нас? Почему бы не остановиться и не взглянуть отстранение на то, что мы делаем? Куда идем? Почему не оспариваем допущение, что погоня за респектабельностью путем занятий статистикой и маскировки под юристов, врачей и бухгалтеров — это то, что нам нужно, в то время как это уводит нас от нашей подлинной тождественности и наших корней? Какой смысл в этом приятии, если мы расплачиваемся за него своими душами?
3. Иногда я просто не могу поверить, что группа людей, настолько посвященных, разделяющих одно призвание, идущее от самой Вселенной, способна до такой степени сузить фокус и забыть, кто мы, каковы истоки нашего искусства и на что оно на самом деле способно. Не стоит продавать священные тайны астрологии и превращать ее в еще одну бездуховную игру с эго, в забаву или зрелище для XX века. Почему на наших встречах и в литературе так мало внимания уделяется смыслу астрологии, тайнам ее души? Почему мы так много говорим о методиках, новых астероидах, компьютерных программах, которые становятся все более и более эзотерическими? Я не говорю, что это плохо, но все это не сбалансировано внутренним духовным поиском. В нашей власти повести астрологию в этом направлении, и незачем оправдываться, что публика жаждет методик и астероидов. Публика испытывает потребность во внутренней жизни, но часто не подозревает об этом. Мы должны вести ее за собой, отказавшись от устаревших моделей в своей деятельности. Нам нужны свежие силы в руководстве нашим сообществом, а не одни и те же люди без конца. Нам необходимо новое видение. В качестве группы мы столь же консервативны, как и любая другая группа, когда дело доходит до перемен и до защиты прошлого.
Возможно, Уран в Водолее и не протрубит, что настало наше время (во всяком случае, это будет не завтра). Может быть, он указывает, что пришла пора для нашей внутренней революции в собственном доме, перед тем как мы обретем способность вести за собой других.
4. Астрологические консультации могут служить мощным средством, способным помочь клиенту погрузиться в свой внутренний мир, встретиться лицом к лицу с самим собой, взглянуть в глаза самому себе. Астрологи, взирающие на клиента с высоты собственной компетентности, знающие все ответы, не служат ни ему, ни своей профессии. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но это характерно для большинства астрологов, а также для той модели поведения, что неофициально принята на конференциях, в докладах, статьях и т.д. Как легко поверить в то, что чем в лучшем свете я предстану перед своими клиентами, чем в большей степени мне удастся их убедить, что я заслуживаю доверия, что я специалист в своем деле и что я прав, тем больше они станут уважать мою профессию? Какой мотивации все это служит НА САМОМ ДЕЛЕ? Лучше всего и клиенту, и нашей профессии служит астролог по существу, проделавший собственную внутреннюю работу. Я знаю многих людей, следующих по этому пути, и именно это, а не юридическое или медицинское консультирование должно стать нашим законным идеалом, за который следует бороться. Дело не в том, как мы одеты, что написано на наших визитных карточках и насколько профессионально мы выглядим, дело в том, кто мы изнутри, в чем наша профессия и ее организации способствуют совершенствованию внутренней сути астролога.
5. И наконец, примем во внимание тот факт, что мы живем в век чрезвычайного пристрастия к определенности и знанию. Это следствие внутренней пустоты, неуверенности и неопределенности. Когда же отягощенные проблемами клиенты перестанут использовать астрологов, чтобы поддерживать это пристрастие? Когда астрологи захотят пожер-твовать манией высшего знания и влезть в ту загадочную пустоту, с которой приходится иметь дело клиенту, чтобы дать ему возможность самому найти там ответы? У нас принята силовая модель астрологической консультации: у астролога — знание, умение, методика, а у клиента — ничего, кроме страха, проблем и зависимости от астролога. В медицине пытаются заняться этим дисбалансом и усилить позицию клиента. Почему МЫ не можем сделать то же самое?
Понимаю, читать подобный монолог нелегко. Во всем, на что я здесь нападаю, я виновен и сам. Признаюсь, пыл мой вызван отчасти необходимостью вычистить соответствующие "закоулки" собственного характера. Ясно, что на таком форуме может твориться Бог знает что. Не страшно. Хаос предшествует творению. Без хаоса нет творения. Мы столько говорим о Плутоне, трансформации, распаде, ураническом бунте! Где все это в НАШЕМ сообществе?
Пожалуйста, передайте это предложение туда, где оно уместно. Если захотите просто вступить в диалог, это будет прекрасно. Спасибо за внимание.

 Михаил Левин

Уважаемый коллега!

Ваше письмо вызвало у меня глубокий внутренний отклик: нас занимают сходные проблемы и мне близки Ваши взгляды. Как и Вы, я занимаюсь астрологией больше двадцати лет и имею за плечами обширную астропсихологическую практику. Ситуация с астрологией в России, наверное, несколько отличается от американской. Многие из нас — ученые с большим стажем научной работы, а некоторые ради астрологии отказались от научной карьеры. Поэтому в России нет такого противостояния между наукой и астрологией, которое, возможно, существует в Америке. И хотя официальная верхушка научного сообщества не принимает астрологию всерьез, мы все же надеемся на продуктивный диалог. Прочие проблемы, которые Вы затрагиваете, наверное, сходны и для России, и для Америки.
Нынешний планетарный кризис — естественное завершение той линии развития, по которой пошла европейская культура. В ней доминируют мышление и воля, обращенные вовне, доведенные до крайнего предела. И сегодняшний кризис — несомненный показатель того, что эта линия уже зашла в тупик. Культура, сформировавшаяся в последние четыре столетия, утратила основные христианские идеалы: веру, надежду, любовь, стремление к истине. Ценности, которые у нас еще остались, — это стремление к самосохранению, гармонии и порядку. Естественно, что астрологам присущи все особенности данной культуры. Ведь мы — часть этой культуры, хотя и обращены одной стороной к Космосу. Эта сторона астрологии, обращенная к небу, указывает, что мы отчасти принадлежим не только прошлому, но и будущему. Но вряд ли стоит преувеличивать роль астрологов как провозвестников будущего. Астрология — лишь один из блоков в фундаменте новой культуры, хотя и весомый. Наша способность участвовать в создании позитивного будущего зависит от того, насколько мы поймем собственные проблемы, найдем пути в самой астрологии. Сегодня, позаимствовав слишком многое от культуры и потеряв многие свои существенные черты, астрология, так же как наука и искусство, стала "товаром на продажу".
Астрология — древнейшая наука, но в современную культуру она вошла очень поздно. Тем не менее, стартовав позже науки, она развивалась аналогично: из пути к познанию истины постепенно, но упорно превращаясь в способ вы-работки новых технологий, призванных обеспечить уютное, спокойное и по возможности более комфортное существование. Однако маргинальное положение астрологии в современной культуре, то, что она так и не сумела занять в ней своего места, — это и ее высшее достоинство, ведь именно оно подталкивает нас к поискам альтернативных путей. Но дело не только в этом. Многие пришли в астрологию вовсе не потому, что не преуспели в социальной карь-ере, не для решения собственных проблем и не в поисках спокойной жизни, но скорее из-за глубоко звучащей в нас инстинктивной потребности познать истину, себя, собственный путь, из-за того, что наука уже не может дать ответа на эти вопросы. И в этом наша надежда, именно это поможет астрологии прийти от технологического пути к поиску истинного содержания жизни. Поэтому вопросы американского коллеги сейчас, когда Уран вошел в Водолей, как нельзя более своевременны.
А теперь попробую дать свой вариант ответа на вопросы, поставленные в письме.
I. Вы говорите о доминирующей роли прогноза в современной астрологии. Сам по себе прогноз совсем не плох. Более того, уйдя от него, мы потеряем самое существенное, что есть в астрологии, и превратимся в подобие психоло-гов, говорящих на ином языке, но действующих в той же парадигме, что и классическая психология. Между тем астрология может дать психологии многое, чего она не имеет. Прогноз — единственная реальная возможность проверить наши нередко фантасмагорические построения относительно души, внутренней жизни человека. Как узнать, что наша модель верна, что мы адекватно описываем внутренний мир человека, что она не является только лишь собственной проекцией астролога или коллективной ошибкой астрологической традиции?
Астрология способна стать экспериментальной психологией и экспериментальной философией и уже является таковыми, ибо именно в человеческой жизни, как в маленьком Космосе, проявляются те первичные принципы, что были заложены в момент построения мира. Каждое событие нашей жизни уникально. И именно на основании того, насколько адекватно мы прогнозируем линию развития человека, можно понять, насколько верно мы видим его самого. Ин-терпретация натальной карты, не подкрепленная прогнозом, может далеко завести. Прогноз — это тот эксперимент, который возвращает нас к истокам и заставляет пересмотреть понимание внутренней ситуации. Другое дело, что сам прогноз может быть различным.
Мы все больше выпускаем "товар в хорошей астрологической упаковке", призванный предохранить человека от мелких опасностей, расписать его жизнь по минутам. Наш прогноз касается преимущественно внешних сторон жизни. Между тем астрология способна на большее — она может дать прогноз путей внутренней эволюции. Если мы, используя астрологические методы, научимся этому, тогда внешние события, которые сейчас кажутся оторванными от внутренней жизни человека, обретут новый смысл. Жизнь предстанет как внешнее проявление внутренней эволюции, а события ста-нут опорными точками, оттолкнувшись от которых можно увидеть ее этапы. Другое дело, что сегодняшняя астрология, судя по докладам на конференциях, статьям, книгам, весьма далека от адекватного понимания законов духовного роста.
Таким образом, я считаю противопоставление прогноза и обращения к внутреннему миру искусственным. Жизнь нельзя разделить на две части. Внешняя сторона жизни есть проявление того, что происходит внутри. Другое дело, что это разделение присутствует в самой культуре: есть внешняя ситуация (служба, деньги, поездки и пр.) и некие внутренние процессы. Но астрология способна преодолеть эту дихотомию, не отбрасывая ни одного из полюсов.
2. Несомненно, многие из нас пришли в астрологию из-за неудовлетворенности собственной жизнью в контексте современной культуры. Астрология нам дала выход за рамки общего мировоззрения, но повседневность вновь за-хватывает нас, и мы вносим проблемы современного общества в жизнь астрологического сообщества. При нас остались наше самолюбие, жажда популярности, неуверенность. Да, астрологическое сообщество боится самоанализа. Мы боимся увидеть, как мало знаем. Большая часть астрологических знаний пришла к нам из традиции, которая интенсивно пополнялась в средние века и в новое время. В результате в современной астрологии бытует множество мифов, утверждений, не соответствующих реальности, а также очень много нечетких представлений. Язык астрологических книг отстает от времени, от языка, на котором говорит современная наука о человеке. Мы плохо умеем описывать человека и на самом деле слабо прогнозируем.
Материал, которым владеет современная астрология, — это огромный склад информации, и в результате успешность астрологической практики часто зависит не от методов астрологии, а от интуиции и опыта астролога, тем более что приложимость, эффективность и надежность различных методов слабо исследованы. Потребность занять свое место в астрологическом сообществе и в социуме побуждает астрологов к созданию большого количества текстов, в которых излагаются сырые, чисто декларативные идеи без каких-либо серьезных обоснований. Статистика — та соломинка, за которую астрология пытается ухватиться, чтобы как-то подтвердить имеющиеся в ее распоряжении факты.
Астрология — способ познания мира. Современные наука и астрология выросли из одного корня, это ветви одного дерева. Астрология, успешно обретая все недостатки науки, к сожалению, не приобретает ее достоинств. За последние столетия наука выработала четкие критерии проверки собственных гипотез, методы и средства эксперимента, практику и способы научных дискуссий, а главное — естественную осторожность и скептицизм по отношению к новшествам. В науке существует презумпция неистинности. Новое утверждение должно быть обосновано, прежде чем научное сообщество признает его истинным. В астрологии пока обратное положение — презумпция истинности. На веру принимается все, что сказано. В результате падает ценность нового знания. Мы слушаем доклады коллег на конференциях и продолжаем работать так, как привыкли. И это может "похоронить" астрологию в самом начале, потому что уже сейчас в нашей среде витает столько непроверенных, сырых, неадекватных идей и утверждений, что скоро астрология захлебнется в этой волне океана информации. Сегодня, когда компьютеры позволяют генерировать все новые и новые методы вычислений, внедряется все больше и больше новых астрологических показателей (астероиды, вычисляемые точки и т.д.), астрология просто не сможет выжить, не отбросив все сомнительное и непроверенное. Поэтому нам следует смиренно пойти на выучку к науке, чтобы учиться у нее аккуратности, научной честности и точности. Страшно потерять свой авторитет в астрологическом сообществе, но, если мы хотим, чтобы астрология действительно вошла в новую культуру, нам не избежать внутренней дискуссии и диалога с научным миром. Только тогда мы сможем действительно претендовать на некое серьезное место в культуре, а не играть роль новых мифотворцев.
3. Из третьего вопроса может возникнуть ощущение, что астрологи призваны вводить людей в эзотерическую традицию мироздания и только потому не делают этого, что не хотят. Думаю, что на самом деле ситуация иная. Астро-логи все больше увлекаются компьютерными "играми" и новыми техниками, вместо того чтобы вести людей к целостному пониманию мира, не потому, что не хотят вести, а потому, что не могут. Мы преувеличиваем свои возможности — не возможности астрологии, а свои собственные. Астролог ощущает невероятную силу и глубину традиции, а также реально видит практическую эффективность астрологических методов. Беда в том, что мы похожи на маленьких детей, усевшихся за концертный орган, тогда как они только-только начали осваивать гаммы на фортепиано. Существует огромный разрыв между потенциалом астрологической традиции и нашим умением им пользоваться. Мы еще очень слабо владеем этим инструментом. Великие умы, оставившие его в наследство, дали нам возможность учиться, но пока не стоит преувеличивать наши успехи. Мы еще только начинающие музыканты, и звуки, которые мы извлекаем из инструмента, весьма далеки от гармонии. Сейчас мы на середине пути. Старое инстинктивное чувство целого, присущее древним культурам, мы потеряли, а нового еще не обрели и поэтому извлекаем лишь разрозненные звуки, нажимая то на одну, то на другую клавишу. Мы пытаемся компенсировать эту утрату чувства целого либо использованием новых техник, либо придавая отдельным показателям чрезмерную роль: то увлекаемся астероидами, то Черной Луной... Прежде чем изучать все это, надо понять, что же такое человек. Мы не можем найти адекватного применения своего инструмента, нам не к чему его приложить. Мы пытаемся втиснуть астрологию в рамки психологии, но даже самые прогрессивные направления психологии не владеют столь мощным инструментом. Структура психологического знания куда более простая, чем астрологии. Скорее астрология способна помочь психологии в ее структурализации. Мы используем опыт психологов, их отдельные крупные удачи, но это нас не спасет, потому что психологическое знание устроено иначе, чем астрологическое. Они как бы лежат в перпендикулярных плоскостях. Многие психологические показатели не сводятся к элементарным астрологическим. И, пытаясь найти однозначное соответствие, мы упрощаем астрологию и обманываем себя. Главное — психология всегда описывает вчерашнего че-ловека. Сама идея описать человека космического, его изначальную структуру в психологии отсутствует. Поэтому, когда астрология ищет выход в психологии, это всегда паллиатив.
В сегодняшней ситуации мы оказались в результате долгого исторического процесса. Астрология раньше была не самостоятельной областью знания, но частью единой системы знаний о человеке и мире, мощным языком, позволяю-щим проводить точные и аккуратные вычисления. Точно так же математика сама по себе — увлекательное занятие, но для жизни (не для математиков, а для всех остальных) она обретает смысл, только когда становится языком других наук. Астрология такой же язык в системе эзотерических знаний, как математика, — язык естественных наук. Современная астрология способна стать языком для гуманитарных наук, привнести точность, определенность, струк-турность, которые в них зачастую отсутствуют. Науки о человеке могут благодаря астрологии выйти из тупика, не теряя при этом всего многообразия своего внутреннего содержания. Однако, перестав быть языком в системе эзотерических знаний и отправившись в самостоятельное путешествие, астрология утратила прежний фундамент. Мы знаем различные астрологические техники, но у нас нет единого представления о мире и человеке, потому что из самой астрологии вывести его невозможно (так же как занимаясь астрологией бизнеса и не зная экономики, нельзя из астрологических исследований вывести экономические закономерности).
Астрология должна задаться вопросом, что есть человек. Астрология должна искать опору вне себя, но не в социальных или научных концепциях. Иначе говоря, мы должны вернуться к целостному взгляду на мир. Сегодня астрология пытается найти целостность в собственных построениях, синтезируя показатели натальной карты, ее рисунок или фигуры. Но синтеза надо искать вне астрологии. Пытаясь слепить массу разнообразных элементов и увидеть в этом целое, мы не поймем человека. Мы сможем понять его, лишь если увидим место человека в мире и пе-реведем это на язык астрологии. Только тогда возникнет возможность глубокого анализа, идущего не от элементов к целому, а наоборот, от целого к элементам. Попытка синтеза единого из большого числа разрозненных деталей напо-минает игру в детский конструктор: мы пытаемся собрать игрушку по картинке, но картинка утеряна, и мы не знаем, что же хотим получить.
И наконец, главное, что в астрологию проник механистический подход современного мышления. Мы все больше и больше расчленяем человека на элементы, описываем не человека, а отдельные астрологические конструкции, находя аналоги в характере человека и событиях его жизни. Создается иллюзия, что мы можем вынуть один аспект, как следует почистить его, снять ржавчину, смазать, поставить на место, и тогда он заработает как следует. Нам кажется, что можно тщательно подогнать одну деталь к другой, так сказать, улучшить работу той или иной планеты или конфигурации и подобрать смазанному механизму луч шее использование, т.е. найти как бы гармоничное место для человека в мире. Но человек не механизм. Из него нельзя вынуть старую негодную деталь и поставить новую. Нельзя дать возможность человеку по-новому проживать какой-нибудь тау-квадрат, не изменив при этом человека целиком. Да и изменить-то его мы мало можем. Астролог должен ощущать себя не конструктором, а скорее садовником. Человеку нельзя найти более гармоничного места в мире. Он уже пребывает в мире, вырастает в нем и естественным образом сам находит свое место. Мы можем лишь чуть-чуть вмешаться в процесс в роли садовника, "небольшой культивацией и прививками" как бы помогая человеку в его внутреннем поиске, но не более того. Однако пока мы рассматриваем человека как механизм, мы беспомощны и наши утверждения больше похожи на заклинания, чем на реальное понимание происходящего. И смена руководства или другие меры вряд ли нам помогут. Нам нужно менять взгляд на мир, в котором мы живем. Мы привнесли в астрологию механистичность мышления нашей культуры и в результате оказались в тупике.
Мы считаем себя жрецами великого знания, хотя в лучшем случае являемся только учениками. Поэтому начинать надо со смирения. Вряд ли мы добьемся успеха, если будем думать, что способны кого-то куда-то вести. Сначала стоит разобраться в собственных делах.
4. Я согласен, что астрологические консультации действительно очень мощное средство. Но сегодня это средство, превосходящее наши возможности. Консультации сводятся либо к психотерапии, которая использует астрологический язык, либо к некоторой игре, потому что человеку приятно чувствовать в себе Вселенную. Вместо "аутоагрессия" он начнет говорить "Марс в XII доме", а вместо "Эдипов комплекс" — "тау-квадрат Солнце — Луна — Сатурн". Но это мало что меняет. Идти этим путем можно, только проделав серьезную внутреннюю работу. Мы должны понимать, какую роль собираемся играть в консультациях. Нам иногда подходит роль юриста или, скажем, эксперта, но вряд ли учителя. Им надо быть, прежде чем играть эту роль. Совместный с клиентом поиск может вести только человек, имеющий опыт собственной внутренней работы. Учитель — это тот, кто знает начало и конец, а в нашем случае тот, кто знает ВСЕ последствия любого астрологического воздействия. Видимо, от роли учителя и духовного наставника нам нужно переходить к ролям садовника, сиделки, нянечки, сестры милосердия. А на более серьезные роли претендовать, когда приобретем внутренний и внешний опыт, совместим их и поймем пути человеческой эволюции. Только тогда мы сможем вести клиента.
Ибо если "слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". У астролога, конечно, чуть-чуть начинают открываться глаза, но, пока они не открылись полностью, нам вряд ли удастся роль проводника, сопровождающего клиента на его жизненном пути.
Я думаю, что к формам существования астрологического сообщества стоит добавить новые: конгрессы, встречи, может быть, электронные конференции, где бы практиковалась серьезная дискуссия. Хватит с нас сборищ с длинными докладами, каждый из которых превращается в некое шоу. Ни одна научная конференция не позволяет себе такой роскоши. Как правило, 20-30 минут отводится на научный доклад, затем обсуждение, критика, возможно, даже оп-ровержение. Это, конечно, вносит некоторое напряжение в жизнь научного сообщества, но и динамизм, возможность развития.
Далее. Мы привыкли публиковать любые материалы без каких-либо опровержений. Хотелось бы, чтобы опубликованные астрологические утверждения получали подтверждение или опровержение коллег, как это принято в науке. Нам нужны дискуссии в астрологических журналах. Не стоит бояться критиковать друг друга. Прежде чем куда-то выйти, нужно отбросить лишний багаж. Нельзя отправляться в далекий путь, таща за собой никому не нужный груз. Идти нам предстоит самим, а для этого надо отбросить все, что мешает, в чем мы сомневаемся, в чем не уверены, и то, что ложно. А для этого нужна дискуссия, как это принято в науке и в религиозных традициях. Пока мы не создадим в астрологии традицию подобных дискуссий, мы обречены на хождение по кругу.
Я очень благодарен Вам за то, что Ваше письмо дало импульс к этим размышлениям.

*American Federation for Astrological Networking (Американская федерация астрологической информационной сети).
 

Источник: Урания №2-96