Александрийский Павел

Начала

 

 (Глава из книги)

Перевод с английского Татьяны Тарасовой

 Глава 23 книги Павла Алек­сандрийского «Начала» демонстри­рует ту роль, которую играли жребии (парсы, арабские точки) в эллинистической астрологии.
Роберт Хэнд, председатель Национального комитета по геокосмическим исследованиям (NCGR) и главный вдохновитель, совместно с Робертом Шмидтом, Проекта «Взгляд в прошлое» (Project Hindsight), отмечает, что к настоящему времени можно вы­делить три основных открытия, сделанных в рамках Проекта, — это секты, жребии и периоды. При этом отсчет периодов, под которыми понимается время преимущественного влияния проявлений планеты — управи­теля периода на жизнь челове­ка, непосредственно связан с положением жребиев, в част­ности с положением Жребия Фортуны и Жребия Духа. Жребии получают, добавляя дугу между двумя точками к третьей точке, обычно Асценденту. Су­ществуют жребии, в которых Асцендент не используется.
В настоящее время исполь­зуется огромное число жребиев. Английский астролог XVIIв. Гэдбери в кратком списке жребиев приводит их более 90; Аль-Бируни не без иронии замечал, что с каждым днем количество жре­биев увеличивается. Роберт Хэнд уверен, что размножение жре­биев явилось методологической катастрофой, сравнимой с рас­пространением астероидов и фиктивных планет в наши дни, но с еще более серьезными пос­ледствиями — почти полным забвением жребиев.
Можно предвидеть недоуме­ние читателя по поводу столь сложного и запутанного способа определения положения жребиев, который описан Павлом Александ­рийским. Это объясняется отчас­ти тем, что во времена Павла Александрийского еще не сформировался такой раздел ма­тематики, как алгебра, наличие которой легко позволило бы выра­зить координаты жребиев в виде общих формул. Алгебра получила распространение в Европе в XVI-XVII вв., но к тому времени, как отмечалось выше, былое зна­чение жребиев было утрачено. Как это часто случается, вместе с водой выплеснули и ребенка.
Следует отметить также, что, если обратиться к VI тому избранных произведений Абу Рей-хана Бируни (Ташкент, 1975), можно обнаружить, что в неко­торых жребиях с теми же на­званиями, что и у Павла Алек­сандрийского, используются другие планеты, в частности при определении Жребия Брака для женщин. Пока не представ­ляется возможным однозначно определить, какой из жребиев лучше отражает ситуацию.
Роберт Хэнд упоминает, что решил сделать афезис1 от Жребия Отца, чтобы посмотреть его смерть. В карте самого Хэнда Солнце в оппозиции к Сатурну. Солнце из VI дома управляет II домом, а Сатурн из XII дома управляет VIII домом и Жребием Отца. Оказалось, что смерть его отца произошла в период Солнце-Сатурн.
Идея о существовании домов от жребиев может легко войти в современную практику: если в карте Жребий Фортуны в Деве, то можно рассмотреть карту исходя из I дома в Деве, поскольку именно Жребий Фортуны больше всего похож на Асцендент. Это нечто вроде вторичного Асцендента, и 7-й знак от Жребия Фортуны относится к партне­рству и браку. Следует иметь в виду, что в этом случае использу­ется система Знак-Дом. Иногда Жребий Фортуны относится к разрушению физического тела. Роберт Хэнд считает, что очень часто детская смертность свя­зана с оппозицией к Жребию Фор­туны, хотя окончательные выво­ды делать еще рано.
При трактовке Жребия Фор­туны в основном внимание обра­щается на десятый и одиннад­цатый знаки от него и аспекты к нему. Можно сделать полную двенадцатидомную развертку от Жребия Фортуны, но особенно важны X и XI дома.
Мы надеемся, что читатели используют в своей практичес­кой работе сведения из приве­денной главы и смогут убедиться на собственном опыте в их прак­тической ценности.
Книга Павла Александрий­ского «Начала» является первым выпуском Проекта «Взгляд в прошлое» и относится к «греческому направлению» Проекта. Полностью книга Павла Александрийского будет опубликована издательством «Урания» в 1997 году.

 О семи жребиях «Панаретуса»2

Публикация приводится с развер­нутыми комментариями оригиналь­ного текста Павла Александрий­ского, выполненными авторами Проекта Хиндсайт Робертом Шмидтом и Робертом Хэндом.

Первый — это Жребий Фортуны. Необходимо рассчитывать сто от солнечного градуса до лунного для родившихся днем; затем полученное число нужно распространить от градуса, который занимает Гороскопос3, давая по 30° каждому зойдиону4, и то место, в котором закончатся эти отсчитываемые градусы, назови Жребием Фортуны. Для родившихся ночью — наоборот, то есть от лунного градуса до солнечного5. И подобным же образом результат необходимо распространить, начиная с градуса, который занимает Гороскопос.

Второй — это Жребий Духа. Вычисли его от градуса Луны до градуса Солнца, а полученное число нужно будет распространить от градуса, который занимает Гороскопос, опять давая по 30° каждому зойдиону. И то место, в котором эти градусы закончатся, и будет Жребием Духа. Так для родившихся днем, но наоборот для родившихся ночью6.
Третий — это Жребий Эроса. Для него нужно считать от Жребия Духа до градуса Афродиты7 для родившихся днем и такое же количество градусов отложить от градуса, который занимает Гороскопос. Но для родившихся ночью наоборот8.
Четвертый — это Жребий Необходимости. Рассчитывай его от градуса, в котором Гермес, до Жребия Фортуны для тех, кто родился днем, и такое же количество градусов [отложи] от градуса, который занимает Гороскопос. Но для тех, кто родился ночью, наоборот9.
Пятый — Жребий Мужества. Его получишь, если возьмешь градусы от градуса Ареса до Жребия Фортуны для родившихся днем, и отложишь такое же количество от градуса, который занимает Гороскопос. Но для родившихся ночью наоборот10.
Шестой — Жребий Победы. Его рассчитывают от Жребия Духа до градуса Зевса для тех, кто родился днем, откладывая такое же количество градусов от градуса, который занимает Гороскопос. Но для тех, кто родился ночью, — наоборот11.
Седьмой — Жребий Немези­ды 12. Его рассчитывают от градуса, в котором нахо­дится Кронос, до Жребия Фортуны для родившихся днем, откладывая такое же количество градусов от градуса, который занимает Гороскопос. Но для родив­шихся ночью наоборот.
Кажется, что можно установить такую связь жребиев, вытекающую из их происхождения: Луна соответствует13 Жребию Фортуны; Солнце — Жребию Духа; Афродита — Жребию Эроса; звезда Гермеса — Жребию Необходимости; звезда Ареса — Жребию Мужества; звезда Зевса — Жребию Победы; звезда Сатурна — Жребию Немезиды. Гороскопос действует как посредник между ними, являясь базисом, основой всего Космоса.
Жребий Фортуны означает все, что относится к телу, и все, что человек делает в течение своей жизни. Он указывает на владения, репутацию и привилегии.
Жребий Духа является повелителем души, характера, разума, всякой силы; иногда он тоже помогает составить суждение, относящееся к делам человека.
Жребий Эроса выражает склонности и желания человека. Является ведущей причиной дружбы и взаимосклонности.
Жребий Необходимости означает принуждение, подчинение, борьбу и войны и порождает вражду, ненависть, осуждение, всякие ограничения, выпадающие на долю человека как результат его рождения.
Жребий Мужества является побудительной причиной наглости, вероломства, могущества и всякого злодейства.
Жребий Победы является побудительной причиной правдивости, благих надежд, соревнования и всякого общения; но иногда может порождать взыскания и награды.
Жребий Немезиды является причиной, порождающей скрытый рок и все, что холодно как лед, причиной проявлений и доказательств, бессилия, изгнания, разорения, бед и печалей и помогает узнать вид смерти. Базис14(основа), или же Гороскопос, является побудительной причиной жизни и дыхания, поскольку при рождении каждый ребенок хватает дыхание жизни из живительного воздуха15 в точке поворота16водяных часов, устанавливаемых в момент рождения. Это показатель всего для человека.
Пояснение: для Жребия Фортуны будет необходимо, как и говорилось раньше, считать от градуса Солнца до градуса Луны для дневного рождения, собирая вместе все градусы промежуточных зойдиа, а также и градусы Гороскопоса, и пройти полученное число градусов от Гороскопоса, давая по 30° каждому зойдиону. И место, в котором закончится это число, необходимо объявить как Жребий Фортуны. Например, пусть задано дневное рождение с Солнцем в 29° Рыб, Луной в 29° Водолея и Гороскопосом в 11° Льва. Считаем [расстояние] от Солнца до Луны; результат 330°. Прибавим также 11° Гороскопоса; все вместе составит 341°. Начнем считать от Льва; все число закончится в 11° Рака. Это и есть Жребий Фортуны.

Подобным же образом для Жребия Духа отсчитаем число градусов от Луны до Солнца, равное 30. Добавим сюда и 11° Гороскопоса; всего 41°. Начнем считать от Льва; все число закончится в 11° Девы. Это и есть Жребий Духа. Точно так же, чтобы найти Жребий Эроса, считаем от Жребия Духа до градуса Афродиты. Жребий Духа находится в 11° Девы, тогда как Афродита находится в 15° Водолея. Считаем от Девы до Афродиты; результат 154°. Добавив к ним 11° Гороскопоса, двинемся (отложим это количество) от самого Гороскопоса, и Жребий Эроса окажется в 15° Козерога.

Так для рождений днем, для ночных рождений — наоборот. К примеру, если для дневного рождения мы брали Жребий Фортуны от Солнца к Луне, то для ночного рождения будем рассматривать от Луны к Солнцу. Так же и для других жребиев.
Для определения Жребия Отца17для дневного рождения необходимо обратиться к градусам от Солнца до Кроноса и отложить полученное число вместе с градусами Гороскопоса от самого Гороскопоса; место, где это количество градусов закончится, и будет Жребием Отца. Для ночного рождения наоборот. А если звезда Кроноса окажется под лучами18, работать нужно с градусами от Ареса до Зевса, а затем такое же количество градусов отложить от Гороскопоса как для рожденных днем, так и для рожденных ночью.
Для Жребия Матери рожденных днем считай от Афродиты до Луны и столько же пройди от Гороскопоса. Для
рожденных ночью наоборот. Для Жребия Братьев рожденных как днем, так и ночью считай от Кроноса до Зевса и столько же пройди от Гороскопоса.
Для Жребия Детей рожденных как днем, так и ночью считай от Зевса до Кроноса и пройди столько же от
Гороскопоса.
Для Жребия Брака мужчин, рожденных как днем, так и ночью, считай от Кроноса до Афродиты и пройди столько же от Гороскопоса. Для женщин, рожденных как днем, так и ночью, считай от Афродиты до Кроноса и столько же пройди от Гороскопоса.

1 Имеется и виду продолжительнос­ть периода в годах, которым управляет планета — управитель знака, в которыйпопадает жребий.
2 Так называется книга, которую приписывают Гермесу Трисмсгисту. Название буквально значит «все добродетели». Может иметь значение то, что классических добродетелей было семь и каждая понималась как свойство характера (сравн. с Гармониками Птолемея), но ведь и семь жребиев, о которых идет речь в этой главе, тоже можно представить как свойства (в математическом смысле). (Здесь и далее примечания Р.Шмидта.)
3 Гороскопос () — это греческий термин, обозначающий Асцендент.
4Что может быть более основополагающим в астрологии, как не знаки Зодиака? Хотя «знак» является совершенно невозможным переводом для греческого слова зойдион (). Это греческое слово — уменьшитель­ная форма слова зойон (), у которого два основных значения: живое создание икартинка или образ (хотя необязательно рисунок животного). Латинское слово signum(от которого произошел термин «знаки Зодиака») тоже имеет два основных значения: знак или образ. Второе значение этого слова является вполне приемлемым переводом метафорического дополнительного смысла, заключенного в слове зойдион, хотя целиком теряется осмысление этого слова как живого создания. Это важная проблема, потому что греки, похоже, остро сознавали двойствен­ность смысла слова зойон и часто над ним размышляли. Платон, например, определял его как союз души и тела, дающий форму рождению; он говорит, что звезды — это либо сами боги (и, таким образом, род живых существ, созданных первично из элемента огня), либо образы, которые боги создали из себя. И как душа воплощается в теле, так и скульптор формирует свой материал. Поэтому возможным переводом слова «зойдион» может служить слово «воодушевление». Хотя это и может показаться странным, оно ближе всего сохраняет этот двойствен­ный характер греческого слова зойон. Оно напоминает об оживлении материи духом. Мы также обычно используем глагол «воодушевлять», обозначая того, кто вдохновляет группу. И идея мультипликации — имитация жизни через движение. Кнесчастью, нам пока еще не ясно, как такой перевод сможет вобрать в себя другой важный для астрологии обертон — зойдион как обитель планеты. Таким образом, пока что мы решили, что лучше просто передать буквенное обозначение этого слова — зойдион (во множественном числе зойдиа), особенно потому что термин «зодиак» хорошо прижился в современной астрологии.
5 Жребий Фортуны рассчитывается по формуле:
Для дневного рождения = Asc+
Для ночного рождения    = Asc+
Но не следует забывать, что во времена Павла алгебры еще не было (тогда оперировали не какими-то абстрактными величинами, а вполне конкретными количествами яблок, чаш, в данном случае — градусов, которые тоже были вполне конкретным выражением частей или долей чьей-то судьбы).
6 Жребий Духа:
Для дневного рождения Ф = Аsc +  
Для ночного рождения  Ф = Asc +  
 7 Видимо, греческие астрологи не соотносили астрономические тела, которые мы называем планетами, с самими богами. Почти всегда они говорят о них так: «звезда, принадлежащая Гермесу», «звезда Афродиты» и т.д. Мы сохранили такое использование, точно не зная, как соприкасались греческая астрология и эллинистическая теоло­гия. Мы также сохранили греческие имена богов, считая, что это поможет сохранить планетарные значения, которыми пользовались греки, в отличие от принятых в более поздних традициях.
8Жребий Эроса:
Для дневного рождения = Asc+ — Ф
Для ночного рождения = Asc+ Ф —
9 Жребий Необходимости:
Для дневного рождения = Asc +
Для ночного рождения = Asc +                  
10 Жребий Мужества:
Для дневного рождения  = Asc +
Для ночного рождения  = Asc +
11Жребий Победы:
Для дневного рождения =Asc +
Для ночного рождения =Asc +
12 Немезида () — именно это слово использовали греки. Перевести его можно как «правосудие», «возмездие» или «праведный гнев, порожденный несправедливостью». Мы сохра­нили греческое слово из-за мифического оттенка, который, несо­мненно, является частью концепции. (Прим. Р. Хэнда.)
Рассчитывается так:
Для дневного рождения =Asc+
Для ночного рождения =Asc+
13 Какова связь между планетой и жребием? Павел не говорит, что Луна и есть счастье, но использует совершенное время глагола , общеупот­ребительного слова, среди мно­жества значений имеющего и такие: «приниматься», «брать­ся», «держаться спокойно» или «соответствовать» в определен­ном смысле. Мы можем пред­ставить себе, что способ, кото­рым Луна соответствует счас­тью, геометрически представ­ляется как определение четвертого члена арифметичес­кой пропорции: Солнце так относится к Луне, как Гороскопос (Базис) относится к Жре­бию Фортуны. То есть, если Луна опирается на базис, свое основание, она и есть счастье, фортуна.
14 Похоже, Павел уравнивает здесь Базис с Асцендентом. Если так, то он отличается от других источников. У всех, как, например, в » Литоло­гии» Веттиуса Валенса, кн.II, Жребий Базиса определен как кратчайшая дуга между Жре­бием Фортуны и Жребием Духа, которая затем прибав­ляется к Асценденту. (Прим. Р. Хэида.)
15 По-гречески —   . За этой игрой слов скрывается древ­нее откровение о том, что жить — значит дышать.
16 Точка поворота () — момент наклона балансирующей стрелки водяных часов. Эта ме­тафора может служить под­тверждением для права называть Гороскопос углом или угловым домом.
17 Формулы для Жребиев, о кото­рых речь пойдет в дальнейшем, читатель  легко сможет составить самостоятельно, учитывая следую­щее:
планета, от которой начинается счет дуги, в формуле фигурирует со знаком — (минус); планета, до которой измеряется дуга, в формуле выступает со знаком + (плюс); Асцендент всегда входит в фор­мулу со знаком + (плюс). Таким образом:
Жребий Отца = Asc+для дневного рождения; = Asc+-для ночного рождения. (Прим. ред.)
18 Понятие под лучами подразу­мевает нахождение планеты в пре­делах дуги 17°(от точного соеди­нения с Солнцем и в том же знаке, что и Солнце. (Прим. ред.)

 

Источник: Урания №6-96