-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Генон Рене

Земля Солнца


 Перевод с французского Юрия Стефанова*

Рене ГенонГэворя о местностях, упоми­наемых в легенде о Святом Граале — подчас они с тру­дом поддаются точной локализа­ции, — кое-кто из ученых обращает особое внимание на Гластонбери. Именно там, возможно, поселил­ся Иосиф Аримафейский после своего прибытия в Британию. Кро­ме того, с этим местом связано немало других интересных сведе­ний, о которых мы упомянем ниже. В них, разумеется, уйма сомни­тельного и путаного, но даже сама
эта путаница не лишена интереса с точки зрения "священной геогра­фии", касающейся расположения тех или иных традиционных цент­ров. Все это побудило нас обра­титься к довольно странным от­крытиям, изложенным в одном недавно вышедшем исследовании1.
Не все положения анонимного автора этой работы можно при­нять без оговорок; особенно это касается толкования некоторых географических названий, многие из которых кажутся сравнительно поздними, однако суть исследова­ния, подкрепленного картографи­ческими документами,н ельзя счи­тать чистым вымыслом. Гластон­бери и прилегающие к нему земли графства Сомерсет, и впрямь могут рассматриваться как своего рода исполинский "Звездный храм", со­зданный в ту отдаленнейшую эпо­ху, которую принято называть "до­исторической". Контуры "храма" обозначены начертанными на земле изображениями созвездий, расположенными по кругу: это об­раз небесного свода, спроециро­ванного на землю. В целом "храм" отчасти напоминает древние зем­ляные насыпи Северной Америки; линии гигантского чертежа могли быть подсказаны естественным расположением ручьев и косогоров; все свидетельствует о том, что мес­тоположение "храма" было выбра­но не случайно, а в соответствии с неким "предначертанием", хотя контуры святилища были выправ­лены и дополнены в соответствии с тем, что автор именует "искусст­вом, основанным на принципах Геометрии"2. Очертания фигур дошли до нас не в последнюю оче­редь благодаря тому, что монахи Гластонбери вплоть до эпохи Ре­формации век за веком подновляли их, из чего следует, что они созна­вали себя хранителями традиции, унаследованной ими от своих даль­них предшественников-друидов и от тех, кто жил еще раньше: ведь если верить выводам, сделанным из расположения созвездий на земле, то их чертеж был создан самое малое за три тысячелетия до Рождества Христова3.
Совокупность кругообразно расположенных фигур, о которых идет речь, напоминает огромный Зодиак, в котором автор видит про­образ "Круглого стола". Этот "Стол" с сидящими за ним двенад­цатью рыцарями Грааля и впрямь связан с изображением зодиакаль­ного круга, но из этого вовсе не следует, будто рыцари короля Ар­тура суть не что иное, как символы созвездий. Подобное толкование следует считать слишком "натура­листическим", ибо истина состоит в том, что и сами созвездия явля­ются всего лишь символами. Напомним также, что такого рода "зодиакальные" композиции встре­чаются во многих духовных цент­рах, соответствующих другим тра­диционным формам4. Нам кажется весьма сомнительным, чтобы все истории, касающиеся "рыцарей Круглого стола" и "поисков Граа­ля", были не чем иным, как "дра­матизированным", если можно так выразиться, описанием звездных изображений Гластонбери и его окрестностей. Однако соответст­вие между ними налицо, и это тем более бесспорно, что оно подчи­няется общим законам символики. Не следует удивляться и тому, на­сколько точным представляется это соответствие: с его помощью можно было бы выверить некото­рые второстепенные подробности легенды, чем, однако, не станем сейчас заниматься.
Заметим лучше, что Зодиаку Гластонбери присущи некоторые особенности, которые, с нашей точки зрения, можно считать дока­зательствами его "подлинности"; речь идет прежде всего об отсутст­вии в нем знака Весов. Дело в том, что когда-то Весы были не зодиа­кальным, а полярным созвездием; название Весов изначально отно­силось либо к Большой Медведице, либо к совокупности Большой и Малой Медведиц, то есть к созвез­диям, чья символика, по странно­му совпадению, напрямую связана с именем короля Артура. Следует признать, что эта звездная конфи­гурация, в центре которой Полюс был обозначен головой змея, то есть "Небесного дракона"5, явно относится к той эпохе, когда Весы еще не вошли в число зодиакаль­ных созвездий. С другой стороны, особенно важно, что символ по­лярных Весов соотносится с названием Тула, обозначавшим гиперборейский центр первоздан­ной традиции, одним из образов которого и был "Звездный храм" Гластонбери, местопребывание ду­ховной власти, более или менее прямо восходящей к истокам этой пра-традиции6.
В свое время, говоря об адамическом, или "сирийском", языке, мы упомянули о довременной Си­рии, чье название значит, собст­венно, "солнечная земля". Гомер говорит о ней как об острове, рас­положенном "за Огигией", что по­зволяет отождествить ее с гипер­борейской Туле или Тулой. Именно там, по словам Гомера, "сверша­ются обращения Солнца". Это за­гадочное выражение может отно­ситься к "околополярному" харак­теру солнечных обращений и в то же время содержать намек на ис­полинский чертеж зодиакального цикла, выполненный непосредст­венно на "солнечной земле", то есть в том месте, которое само по себе является образом упомянуто­го духовного центра. Здесь мы ка­саемся путаницы, упоминавшейся в начале наших заметок: она могла быть естественным следствием упо­добления "Звездного храма" само­му этому центру; другим примером подобной неувязки можно считать отождествление Гластонбери с ост­ровом Авалоном7. В самом деле, данное отождествление неуместно ввиду того факта, что этот остров всегда рассматривался как нечто недосягаемое; с другой стороны, оно противоречит и другому, куда более приемлемому мнению, со­гласно которому тот же Сомерсет аналогичен "королевству Логрийскому", будто бы располагавшему­ся в Британии. Возможно, что "ко­ролевство Логрийское", считавше­еся священной землей, получило свое название от имени кельтского бога Луга, наводя на мысли о "Слове" и "Свете". Что же касает­ся названия Авалон, то оно созвуч­но со словом Аблун или Белен8, то есть с именем кельтского и гипер­борейского Аполлона, так что Авалон, по сути дела, это одно из обозначений "солнечной земли", в некую эпоху символически пере­несенной с Севера на Запад в со­ответствии с общими перемена­ми, произошедшими в традици­онных формах за время нашей Манвантаръ9.
Эти рассуждения подводят нас к другим, быть может, еще более странным гипотезам. Одной из них можно считать необъяснимую с первого взгляда мысль о том, что Зодиак в Гластонбери обязан сво­им происхождением финикийцам. Спору нет, этому народу принято приписывать множество более или менее невероятных вещей, но само утверждение о том, что он будто бы существовал в ту отдаленнейшую эпоху, кажется нам еще невероят­нее. Финикийцы, как известно, жили в "исторической" Сирии, но не следует ли думать, что и название этого народа, и название страны, где он обосновался, явились след­ствием того же "переноса", о кото­ром только что упоминалось?
В пользу этого утверждения можно привести связь Сирии с сим­воликой Феникса. В самом деле, согласно Иосифу Флавию, столи­цей древнейшей Сирии был Гелиополь, "Град Солнца", чье название было впоследствии перенесено на египетский город Он; именно к это­му первому Гелиополю, а не к его "двойнику" в Египте и относятся на самом деле символические рас­сказы о Фениксе и его перерожде­ниях. По свидетельству Диодора Сицилийского, Гелиополь был ос­нован одним из сыновей Гелиоса — Солнца, которого звали Актисом. Примечательно, что местечко с таким названием существует непо­далеку от Гластонбери; неоспори­ма связь этого имени с Фениксом — ведь в Феникса, как утверждают древние, превратился сам "влады­ка Гелиополя".
Немудрено, что анонимный автор книги о "Звездном храме", введенный в заблуждение много­численными и противоречивыми толкованиями одних и тех же имен, полагает, будто речь идет о египет­ском Гелиополе, а также считает себя вправе говорить об "истори­ческих" финикийцах; но это, в об­щем, тем более извинительно, что и сами древние в "классическую" эпоху допускали подобные прома­хи: ведь только тайна гиперборей­ского истока всех традиций, кото­рая была им неведома, могла бы прояснить подлинный смысл всех этих названий.
Знак Весов в Зодиаке Гластон­бери представлен достаточно не­обычным образом — в виде птицы, которую автор книги справедливо считает Фениксом; птица эта дер­жит предмет, являющийся не чем иным, как "чашей бессмертия", то есть самим Граалем; вполне оп­равданное сопоставление с индий­ским Гарудой напрашивается здесь само собой10. Нелишне напомнить, что, согласно арабской традиции, птица Рухх, или Феникс, не садится на землю никуда, кроме горы Каф, то есть "Полярной горы"; именно там произрастает сома, из которой изготовляется амрита, или амбро­зия, напиток бессмертия.
Есть в Гластонбери и другое изображение птицы — его истолко­вать труднее; может быть, как раз оно и заменяет знак Весов. Птица эта, во всяком случае, располагает­ся ближе к Полюсу, чем к поясу Зодиака — ведь одно из ее крыльев соответствует звездам Большой Медведицы; такая подробность, в свете всего вышеизложенного, мо­жет только подтвердить гипотезу о замещении знака Весов. Что же касается природы этой птицы, то здесь возможны два предположе­ния: она может быть либо голубем, и впрямь имеющим некое отно­шение к символике Грааля, либо гусем или, скорее, лебедем, выси­живающим "Мировое яйцо", то есть эквивалентом индийского Хамса. По правде сказать, послед­нее истолкование кажется нам более приемлемым, поскольку сим­вол лебедя связан с Аполлоном гиперборейским:, особенно тесной эта связь представляется в силу того, что греки считали Кикна ("лебедя") сыном Аполона и Фирии, то есть Солнца и "солнечной земли" — ведь Фирия — это всего лишь иная огласовка слова Сирия, так что речь идет все о том же "священном острове"; кстати говоря, было бы странно, если бы изображение ле­бедя отсутствовало среди фигур "Звездного храма"12.
Есть во всем этом немало дру­гих тонкостей, которые могли бы привлечь наше внимание: напри­мер, сходство между названиями графства Сомерсет и "страны ким­мерийцев", равно как и других ми­фических стран. Сходство это обу­словлено, по-видимому, не столь­ко расовой общностью, сколько единством традиции. Но такого рода сопоставления завели бы нас слиш­ком далеко, тем более, что мы сказали достаточно, чтобы чита­тель мог понять, сколь необъят­ное поле для исследований от­крывается в этой почти неиз­веданной области, касающейся взаимоотношений между различ­ными традициями и их связи с традицией изначальной.

Примечания
 
1.A Guide to Glastonbury's Temple of the Stars, its giant effigies described from air views, maps, and from "The Hight History of the Holy Graal" (John M. Watkins, London).
2.Данное выражение надо понимать в том смысле, что "искусство ", о кото­ром идет речь, бьию перенято масон­ской традицией.
3.Есть указания на то, что в трудах по сохранению "Звездного храма " при­нимали какое-то участие и тамшиеры, считавшие себя преемниками "рыцарей Круглого стола "и "хранителями Граа­ля". Достойно внимания и то обстоя­тельство, что резиденции тамплиеров нередко располагались по соседству с мегаштическимимонументами и други­ми памятниками глубокой древности; эта подробность не может быть про­стой случайностью.
4.См. нашу книгу "Царь мира ", гл. V.
5.Ср. выражение из 'Сефер йециры": "Дракон в средоточии неба — словно царь на престоле ". "Мудрость Змея ", на которую намекает автор разбирае­мой книги, может в некотором смысле относиться к семерым Риши (то есть к семи звездам Большой Медведицы — Ю.С) Любопытно заметить, что у кельтов дракон считался символом вож­дя и что Артур был сыномУтера Пендрагона.
6.Это позволяет понять некоторые параллели, проводимые автором между символикой Полюса и образом "Земного рая ", особенно если в нем присутству­ют древо и змий; речь идет, в сущнос­ти, все о том же первозданном духов­ном центре.
7.Другие исследователи видели в Гластонбери "стегаянный остров ", о кото­ром говорится в легенде о Граале; возможно, что и здесь "Звездный храм " смешивается с каким-то другим духов­ным центром, более сокровенным или более удаленным от нас в пространстве и во времени, хотя выражение "стек­лянный остров " никогда не относилось к изначальному центру.
 8. Известно, что в древности остров Мон-Сен-Мишель носил название Томбелен, то есть тумулус, или холм Белена (а не "гробница Егены ", соглассно новейшему и совершенно фантастичес­кому толкованию); замена имени со­лнечного архангела именем Белена ниче­го, в сущности, не меняет. Примеча­тельно, что топоним "SaintMichaelsHill"( "Гора св. Михаила ") засвидетель­ствован как раз в той местности, где будто бы располагалось в древности "королевство Логрийское ".
9. Эти перемены, послужившие причиной переноса названия сапта-риша ("семь прорицателей ", санскр.) с Большой Медведицы на Плеяды, обусловили также перенесение даты Нового года с поры летнего солнцестояния на точку солнцестояния зимнего.
10. См. нашу статью "Язык птиц ". — Знак Водолея обычно изображается в виде Гтимеда , обычно упоминаемого в связи с амброзией и с орлом Зевса, идентичным, как известно, индийскому Гаруде.
11. См. "Царьмира", гл. V u VI.
12. Сближение между фигурами Хшсы и Гаруды представляется вполне обосно­ванным, поскольку они нередко сливают­ся в единый образ, породивший геральди­ческую фигуру двуглавого орла, хотя ее следует рассматривать скорее как дву­главого Гаруду, поскольку у Хамсы-Гаруды одна из голов была бы, естествен­но, лебединой, а вторая — орлиной.

 

* Перевод сделан по изданию: Symboles fondamentaux de la Science sacree, par Rene Gue-non.P., Gallimard, 1962, pp. 114-119. 

Источник: Урания №1-97