-->

Прошлые "волхвования" мастеров жанра и их волнующие прозрения о будущем.

Фазы луны, расчет натальной карты он-лайн, календарь лунных дней, астрособытия.

Популярные материалы, рассчитанные на широкую аудиторию и серьезные астрологические исследования.

Публикуемые в нашем издательстве авторы. Краткие биографии, хобби, астрологические достижения авторов.

Левин Михаил

Два полюса Юпитера и Сатурна


По традиции Юпитер — это рост, развитие, расширение во всех смыслах слова, от мира минералов, растений до человеческого и более высоких миров. Сатурн — это граница, предел, жесткая форма и внутренний костяк. До определенной стадии эволюции жизни Сатурн вообще отсутствует — жизнеспособность одноклеточных обеспечивается исключительно лунными связями. Позже возникают хитиновые существа, преимущественно живущие в воде, у которых уже намечается жесткость формы: мягкое тело привязано к жесткой оболочке, и это дает, с одной стороны, защиту, с другой — устойчивость и прочность формы, что и должен делать Сатурн.
Если мы перейдем к более высоким уровням жизни: к животным, к человеку, то увидим, что там нет Сатурна внешнего, а есть внутренний — это существа с мягким покровом, но целостность и прочность структуры обеспечиваются за счет скелета, основа которого позвоночник. Проявления Сатурна в человеческой жизни чаще всего происходят во внешнем мире. Успех, положение в обществе, профессиональный статус, общественное признание и заслуги, социальная стабильность связаны с Сатурном и Юпитером. В жизни женщины социальная сфера может ограничиваться семейным кругом, у мужчины это случается гораздо реже. Во всяком случае, здесь Сатурн и Юпитер выступают как нечто, действующее вне внутреннего мира человека. Во внутреннем мире действуют планеты Солнце, Меркурий, Венера, Марс. Луна находится на границе. Для большинства людей действие планет определяется уровнем сознания. Если мы проследим изменения действия этих планет в жизни одного человека или больших сообществ людей, то обнаружим определенную динамику.
Астрономы, например, изучают эволюцию галактик и звезд. Ни один астроном не наблюдал реально процессы эволюции. Человеческая история от зарождения астрономии до нашего времени — очень маленький отрезок по сравнению с жизнью звезд. Однако ученым удалось обнаружить некоторые закономерности в эволюции галактик, построить классификацию звезд. Астрономы, путем соотнесения большого числа звезд по энергетическому уровню, по спектру, светимости, массе, по энергии, которую они выделяют проследили ступени их эволюции.
Человеческая жизнь — короткий промежуток времени по сравнению и с космическими периодами, и даже с продолжительностью пребывания души на Земле: душа на Земле пребывает не одну жизнь. Поэтому, если мы наблюдаем эволюцию человека в течение одной жизни, то трудно проследить все ее стадии, но у нас есть возможность работать так же, как работают астрономы: наблюдать множество людей, соотнося разные уровни развития человека с его проявлениями.
Таким образом, можно попытаться выстроить схему проявления действия планет на разных этапах эволюции человека. Я имею в виду рост человеческой души, ума, сердца, воли, развитие сознания, самосознания.
Если мы встречаем души молодые, совершающие первые фазы своей эволюции на Земле, то видим, что действие Сатурна и Юпитера в основном проявляется вовне: внутреннее их действие достаточно слабо.
Любой астролог знает, что у каждого человека есть врожденные черты характера, определенная изначально готовность воспринимать мир и окружающих его людей тем или иным образом. Само восприятие формируется в ходе жизни, но на основе того потенциала, который человек принес в эту жизнь.
Мы можем описать отношения человека с родителями, в частности с матерью, по положению Луны в Знаках, по ее аспектам. Можем узнать, каков был характер у мамы или как его воспринимал человек в зависимости от положения Луны в его натальной карте. Например, частый вариант — Луна в Деве. Если нет сильных поражающих аспектов со стороны Сатурна или Плутона, то мама достаточно заботливая, дом хорошо организован, все на своем месте, однако ребенку наверняка с детства не хватает физической ласки, эмоционального тепла. Мать может быть несколько суховата, строга и за своими заботами, занятостью не может уделять эмоционального внимания ребенку. Можно встретить людей, у которых Луна в Козероге. В этом случае кто-то в доме очень строгий, чаще всего мать, отсутствует эмоциональный контакт с матерью, существует дистанция, мать ощущается как жесткая. Луна в Раке — наоборот, мать достаточно мягкая, теплая, атмосфера в доме уютная. Ясно, что не в ходе жизни выстроилась Луна в Раке, она дается в момент рождения. Если мы возьмем двух детей, родившихся в одной семье с небольшим промежутком времени (например, у одного из них Луна в Овне, а у другого в Козероге), то обнаружим, насколько по-разному они могут воспринимать свою мать, хотя отношения в семье стабильны, родители не слишком изменились за время между рождениями двух детей.
Человек видит не реальную картину, а окрашивает ее своим восприятием, уже готовым от рождения. И нам не остается ничего иного, как прийти к естественному логическому выводу, что человек приносит в эту жизнь космический опыт своей души. Проходил ли он предыдущие стадии эволюции здесь на Земле или пришел из Космоса не имеет значения. В уникальных качествах души уже заложено восприятие мира, которое заставляет человека видеть одну сторону характера своих родителей более ярко, а другую — слабее. Когда человек подрастает, образ матери становится у него образом мира. Сначала он питается через мать, потом входит в мир и питается через культуру, в которой живет. Культура кормит его, конечно, не физической пищей, а эмоциональной и психической. Но он воспринимает культуру, в которой живет, так же, как воспринимал мать в детстве. Для него и то, и другое — проекция среды, в которую он погружен.
Первое, что человек видит в этом мире, — образ матери. Сначала на бессознательном уровне в матке. Даже если мать умерла после родов, девять месяцев ребенок был в общении с ней. Любой человек начинает эволюцию с детства, и любая душа — из материнской среды, в качестве которой выступает в более широком смысле род, та родовая астральная среда, в которую погружен человек в первый период своей жизни. Это культурная и общественная среда, в которой он живет и из которой впервые учится воспринимать мир.
Редьяр в своей книге "Астрологическое значение психологических комплексов и эмоциональных проблем" тоже акцентирует два типа: лунный тип — живой, эмоциональный, детский, и оппозиционный ему — строгий, жесткий, с чрезмерным самоконтролем сатурнов тип. Так вот все мы, в этой ли жизни или тысячи жизней назад, но всегда начинаем с Луны. Первое наше рождение и первые годы после любого нашего рождения — это лунная среда, мы в нее погружены.
Если бы не было сил, инициирующих эволюцию, то человек так и оставался бы человеком природы, погруженным в среду и частично растворенным в ней, воспринимающим мир так, как это принято в его окружении. Наконец, лунный тип — это человек, не имеющий устойчивой опоры, которая могла бы противостоять внешнему импульсу, человек, следующий за случайными порывами сердца либо воздействиями внешней среды. Такой человек подобен листу, который носится по ветру. Это начальная стадия эволюции.
Можно сказать, что первый образ Бога, который видит человеческая душа, — материнское лицо Бога. Он сильнее всего заметен в пантеистических языческих религиях. Здесь Сатурн и Юпитер проявляются как внешняя сила. Сатурн выступает как сила внешнего принуждения и ограничений, а Юпитер — как внешняя экспансия, расширение в той среде, в которой человек живет. Внутренние процессы еще достаточно слабы. Поэтому экспансия может быть материальной (накопление богатства, захват территории) и социальной (слава, почет, расширение круга общения). Сатурн здесь обозначает естественные границы, до которых человек доходит, его предел, условия, которые препятствуют его расширению, или наоборот, нечто активное, то, что давит его, загоняет в угол, ограничивает. Однако это сжатие, ощущаемое человеком при столкновении с внешним Сатурном, становится мощнейшим стимулом, который извлекает человека из естественной материнской среды и вынуждает индивидуализоваться.
На этой стадии Сатурн выступает только как внешняя сила. В лунном человеке нет устойчивой внутренней потребности к индивидуализации. На первой стадии он может увлечься каким-нибудь человеком — святым, учителем, пойти за ним какое-то время на волне эмоций, но лунные импульсы непродолжительны. Столкнувшись с трудностями, человек отступает, или же его захватывает повседневность. И до тех пор, пока он не окажется в ситуации вынужденного ограничения, когда другие импульсы ослаблены и действует только один постоянный, он не сможет держаться одного направления и будет двигаться во все стороны, туда, куда его понесет волнами мировых процессов.
Поэтому стимулом развития человека является только Сатурн. Никакая другая планета не дает длительного устойчивого импульса, пока у человека детское, лунное сознание, которое не способно удержать одно направление.
Значит, Сатурн, как нарастающие, все более жесткие ограничения, выступает для человека сначала как внешняя оболочка. С другой стороны, человек сам может стремиться создать себе более прочные условия жизни, потому что и у лунного, и у сатурнианского типов есть сходная потребность. Это потребность в безопасности. Лунный тип жаждет психической и эмоциональной устойчивости, гарантии безопасности от окружающих, рассчитывая на церковь, на государство, на мужа, покровителя. Сатурн же строит стабильную жизнь на формальных гарантиях, которые старается построить сам. Разница небольшая — и тот и другой тип стремятся к безопасности.
Чем больше лунный тип стремится к безопасности, тем больше он погружается в среду Сатурна, и постепенно стабильность становится ловушкой для него самого. Все сильнее на него наваливаются внешние условия, заставляющие ограничивать себя, загоняющие в рамки жесткой дисциплины. Все большие и большие требования предъявляют к нему окружающие, человек как бы идет по сужающемуся коридору.
Конечно, лунный тип сознания не может позитивно относиться к Сатурну. И если это человек верующий, религиозный, то в его душе обязательно сталкиваются два образа Бога. Первый — образ строгого отца, судьи, выдвигающего систему жестких требований, который следит за каждой нашей ошибкой и готов наказать за нее или сейчас, или потом на Страшном Суде. О любви к Богу еще не может быть речи — здесь только страх наказания. И единственное, что спасает человека от погружения в страх и депрессию, — это надежда на помощь другой Божест-венной ипостаси — материнской.
Есть еще Покровительница, Заступница, Предстательница перед грозным отцом, у которой можно вымолить, выпросить защиту, которая поддерживает всех слабых и обездоленных. Надо только попросить ее со слезами, раскаяться. Это — Мать. Здесь материнский образ совсем не обязательно проецируется на женщину. В православной традиции такой выраженный образ — Богородица. Но и Христос, и святые очень часто проявляют именно материнские черты. Они предстательствуют пред Богом, любят нас, жалеют, сострадают нам и дают некоторую гарантию, что, несмотря на строгость отца, упросят Его, спасут нас от гибели, защитят.
Можно сказать о двух типах любви, с которыми сталкивается ребенок, — это любовь отцовская и любовь материнская. Мать любит ребенка просто за то, что он есть. Достаточно только прийти, припасть к ее коленям — она примет ребенка, каким бы — плохим или хорошим — он ни был. Отцовская любовь другая — ее надо заслужить, а именно: быть хорошим, послушным, достойным, выполнять определенные требования. Любовь отца не дана изначально. Но неужели все отцы так любят своих детей? Конечно же нет. Каждый конкретный папа несет в себе долю и отцовской, и материнской любви. И мама тоже. Другое дело, что образы эти присутствуют изначально в нашей душе.
В астрологии принято считать, что Луна и Сатурн — это общие символы, а конкретные родители дают им наполнение, определенный характер. По моему многолетнему астрологическому опыту скорее обратное: в нашей душе уже есть свой образ мира, материнский и отцовский образы Бога. Поскольку я придерживаюсь доктрины реинкарнации, то считаю, что это квинтэссенция предыдущего опыта жизни души, опыта столкновения с Луной и Сатурном.
Историко-мифологическая школа, да и психологи очень долго доказывали, что мы выстраиваем образ Отца Небесного по образу отца земного и только проецируем со знаком плюс или со знаком минус наши человеческие отношения на Небо. Астрология не может согласиться с этим хотя бы потому, что конкретный образ Бога — образ отца ясно читается по положению планет в натальной карте. Трудно поверить, что причина возникает через много лет после следствия. Скорее всего, этот образ вложен в человеческую душу. А мы находим первые проекции Бога-отца и Бога-матери в своих родителях, а не наоборот.
Ребенок не потому воспринимает так отцовскую любовь, что встретился с реальным отцом, а он как бы изначально ориентирован на две ипостаси любви и ищет их воплощения в реальных родителях. Но образы эти пребывают в нем раньше, чем внешние формы, с которыми он столкнулся. Именно это я хотел бы подчеркнуть.
Если быть достаточно логичным и честным в астрологических исследованиях, то к другому выводу прийти невозможно. Здесь мы переворачиваем психологическую доктрину: предыдущий опыт души формирует наш жизненный опыт, сортирует его. Конечно, жизненный опыт влияет на то, что мы накопили, но ожидания, установки, которые вложены в нас еще до рождения, очень устойчивы и очень медленно меняются в течение жизни.
Итак, Сатурн предстает перед нами как узкий коридор. Из свободного, приятного мира, не требующего никаких личных усилий, человек попадает в условия, где он вынужден сам изо всех сил карабкаться. Ему кажется, что стены сжимаются, и он пытается этому воспрепятствовать, сохранить себя во все более жестких условиях. Нет другого пути к индивидуализации, кроме как путь через коридор Сатурна. В подавляющем большинстве карт для российского жителя Сатурн чаще всего выступает как показатель внешних ограничений, которые не дают человеку проявляться естественно, легко и свободно. В то же время он может выступать не только как внешняя оболочка, но и как основа характера: ответственность, принципы, внутренняя дисциплина — это и есть второй полюс Сатурна.
Дело в том, что развитие человека происходит в определенной среде, он наследует психические качества родителей, которые через несколько поколений становятся врожденными. Сатурн выстраивается в культуре. Эволюция человека является процессом и индивидуальным, и коллективным. Иначе эволюция проходила бы гораздо медленнее. Человек питается от культуры. После того как родился, он еще долго формирует свою астральную оболочку из окружающей среды, качества которой становятся качествами его индивидуального астрала. Этому мы видим пример в протестантской культуре — там рождаются люди с доминирующим Сатурном, внутренне достаточно ответственные, дисциплинированные, эмоционально закрытые и отчужденные, способные к самоконтролю.
Таким образом, из реального астрологического опыта, при сравнении представителей разных культур, видно, что Сатурн может сменить полюс: стать из внешнего внутренним. Случайным ли образом? Нет.
Прежде возникновения этого внутреннего скелета, до того как внешние обязательства, ограничения, дисциплина станут внутренними принципами, чувством долга, самоограничениями, самодисциплиной, — человек обязательно проходит через кризис одиночества, потерю себя, отрыв от близких, — как бы через вторую перинатальную матрицу. Предельная степень проявления принципа Сатурна — узкий коридор, который приводит человека, в конце концов, в темницу.
Бывает, что люди рождаются готовыми к этому. При доминантном жестком Сатурне человек не позже семилетнего возраста становится замкнутым и сталкивается с ограничениями. Иногда это происходит от рождения: рождение в тюрьме, детство без родителей, в детском доме, у жестоких родителей. До самой смерти человек так и остается замкнутым, изолированным, он не может найти выход во взаимоотношениях с другими, не потому что не хочег, а потому что обстоятельства складываются для него крайне неблагоприятно. Жизнь человеческой души настолько длинна, космический путь человека так долог, что 100 лет — это очень короткий срок с космической точки зрения. Иногда человек проходит эту стадию в течение нескольких жизней, до тех пор, пока под внешним давлением его внутренняя психическая вода не начнет твердеть. Мы знаем, что за счет уплотнения стихии воды возникла стихия земли. Точно так же и внутренняя земля — внутренняя опора и устойчивость — рождается за счет уплотнения психической воды. Желая сохранить себя во внешних условиях, человек, долго находящийся под давлением Сатурна, в конце концов начинает понимать другие принципы жизни.
Например, у людей досатурнового кризиса проблемы седьмого дома довольно стандартны: это столкновения с партнером из-за территории. Каждый стремится захватить чужую территорию, исходит только из своих интересов, не обращая внимания на других, хочет больше брать и не хочет давать И т.д. Каждый из таких людей, живущих вместе, стремится к доминированию. Все это — экспансия на чужую территорию. В лунной фазе контакты интенсивные, эмоционально насыщенные, конфликты из-за тенденции к экспансии. Когда человек проходит стадию Сатурна, то проблема седьмого дома выглядит совершенно по-другому. Можно описать так: два человека живут в замках, недалеко друг от друга и никак не могут установить контакт. Ни один из них не пытается захватить чужую территорию, но боится выйти из своего замка, поэтому они только смотрят друг на друга издалека, посылают друг к другу гонцов с письмами. Их проблема в том, чтобы раскрыться. Когда мы видим людей постсатурновой стадии, то обнаруживаем, что это их основное качество. Они достаточно разумны, отлично понимают, что не весь мир занимается их проблемами, что у каждого свои дела, и они не ждут, что окружающие будут постоянно думать о них. Они не лезут на чужую территорию. Они умеют ограничивать себя, но редко умеют раскрываться.
Переход к внутреннему Сатурну происходит через кризис. И только после этого у человека может возникнуть другой образ отца. Человек сатурнового типа из психологически зажатого, боящегося совершить ошибку под страхом наказания становится человеком, для которого жизнь — это не пространство для получения удовольствий и благ. У него есть представление о долге, ответственности и обязанностях, выпавших ему в этой жизни. Это пока еще не завершенная индивидуальность, но уже переход от человека природного к человеку, далеко ушедшему по пути индивидуализации, для которого Небесный Отец выступает как жизненная цель и задача. Здесь он начинает постепенно открывать для себя другой образ Отца — Отца Справедливого.
Можно найти аналогии и в эволюции человечества. Я не говорю об эволюции, которая происходила в рамках закрытых духовных традиций. Там процессы индивидуализации проходили значительно быстрее. Человека с детства брали в школу, проводили через очень жесткую дисциплину и испытания, потом уже допускали к изучению тайных знаний. Это происходило в храмах, в восточных эзотерических школах.
В истории человечества такой точкой перелома является иудаизм. Это — типично сатурнианская религия с очень мощным плутоническим началом. Первое, что видно в иудаизме, — это Сатурн. Здесь строгая система ограничений и предписаний, накладывающихся в первую очередь не на разум, а на волю. В отношении же мышления иудаизм — религия невероятно свободная. С Богом можно спорить, предъявлять Ему претензии, оспаривать свои грехи, выступать в качестве соревнующейся стороны на Небесном Суде. Человеку дается право оправдывать себя, просить и даже требовать. Эмоциональная насыщенность псалмов на иврите очень сильно отличается от того, как мы их воспринимаем на русском языке. В русском переводе псалмопевец выступает как смиренно выпрашивающий, на иврите он часто требует, чтобы Бог ему дал по тому Закону, который Сам определил для человека. Он требует от Бога, как от господина, работодателя, справедливой оплаты своего труда. Сатурн в каббалистической традиции — это разум, разумность человека. В дереве Сефирот первая верхняя ступень — это венец, Нептун, вторая — Хокма-Мудрость, Уран, а третья — Бина-Разум, Сатурн. Единственным требованием Сатурна является логика, следование определенным правилам и законам, которым должно подчиняться правильное мышление. Он ограничивает случайное движение мысли, но не ограничивает право человека на свободу мысли, даже на свободу спорить с Богом, лишь бы логично и разумно. На физическом плане Сатурн выступает как внешнее ограничение, на умственном — как внутренняя логика.
Действительно, с Сатурном средневековые астрологи связывают не только ограничения, лишения, но также и земную, практическую мудрость, точнее разумность, рассудительность, логичность. Сатурн в средневековой астрологии управлял профессиями корабелов, архитекторов, — эти профессии требуют длительного изучения, хорошо организованных знаний.
Важнейшее качество для человека, переходящего через сатурнов порог, помимо внутренней дисциплины, — это разумность. Человек, как индивидуальность, вырабатывает внутреннюю систему мышления, основанную на собственном жизненном опыте, переработанную, доведенную до точности и кристаллизации. После переживаний, страданий, трагедий приходит умение мыслить по-своему, т.е. оценивать жизненные ситуации, делать выводы, исходя из собственных принципов, собственного разума. Это не значит, что взгляды человека обязательно противоречат той культуре, в которой он вырос, — они могут и совпадать. У того, кто прошел сатурнов порог, мнение собственное в том смысле, что это результат его раздумий плюс, конечно, образование, систематизирующее ум. Человек не может индивидуализоваться только на уровне чувств. Индивидуализация требует хорошо организованного Сатурна, в первую очередь выстроенного мышления. Контроль над чувствами, т.е. умение их не проявлять, удерживать в себе, — это овладение только одним — негативным — полюсом Сатурна. А вот Сатурн как внутренняя система вырастает только из разума, который подталкивает человека к дальнейшему развитию.
Вернемся к иудаизму. Предшественники иудаизма — это языческие религии, где Сатурн выступал как система внешних ограничений под страхом наказания. Коридор иудаизма значительно более узок, чем коридор любой религиозной традиции до него. За порогом иудейского монотеизма внутренняя религиозная дисциплина стала достоянием всего народа. Одна из важнейших составляющих поздней иудейской традиции — постижение Бога через разум, изучение Торы, размышления над комментариями.
Здесь точка перелома человеческой истории. Мы можем понять, что следует за стадией Сатурна, если мы увидим и поймем, что следует за иудаизмом. Прежде чем открыть для себя еще одно Лицо Бога, мы должны выработать адекватное отношение к отцовскому началу, увидеть Его разумное проявление во всей природе как высшую разумность в этом мире. Только тогда мы готовы выйти за границы восприятия Божественного начала в мире в двух полюсах: Отца и Матери. После изменения полярности Сатурна возникает возможность по-новому воспринимать Бога.
До сих пор Юпитер перед нами выступал исключительно как внешняя экспансия, стремление к тем или иным формам расширения. Открыв для себя позитивный образ Сатурна, человек начинает понимать, что есть нечто большее в этом мире, чем просто жить себе во благо — хорошо, счастливо прожить до смерти и спокойно умереть. Сатурн заставляет его понять, что надо исполнять долг, есть определенные обязанности, и он их несет уже спокойно и даже с радостью. Дальше он готов к тому, чтобы встретиться с Учителем. Это не может произойти на лунной стадии. Чтобы найти Учителя, надо быть учеником, а им не стать без внутренней дисциплины. Поэтому, прежде чем придет Учитель, сначала должен был прийти Закон. Когда закон исполнен, только тогда человек открывает для себя Учителя. "И вот некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: ... соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей". Этим он подтверждает, что первую стадию Сатурна он уже прошел. Далее Иисус говорит: "...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Мф. 19: 16-22).
Имение — это Юпитер, то, чем человек обладает. Юноша был богат, у него был сильный Юпитер. Он должен продать свой Юпитер, он должен стать Меркурием, т.е. стать учеником. Юпитер должен поляризоваться: из внешнего стать внутренним. И тогда он может стать учеником Христа, т.е. последовать за Ним.
До этой стадии образ Бога для нас статичен — это Мать или Отец. Отец создал этот мир, внес в него законы. Законы установлены с сотворения мира, и мы можем только исполнять их. Мать — сама мировая Жизнь — поддерживает нашу индивидуальную жизнь, питает и защищает нас. Но встретив Учителя, мы обнаруживаем динамику. Мы понимаем, что в этом мире есть не только исполнение законов, но рост и развитие.
Предел сатурнианской религии — это человек, максимально исполнивший закон. Есть закон как внешняя форма. Если вы достаточно боязливы или дисциплинированны, то будете исполнять его каждый день — и так до смерти. Пока вы не ученик, для вас нет внутренней динамики. Но именно в этой статичной форме мы начинаем понимать смысл закона и выходим за рамки, по крайней мере, буквы закона. На этой стадии человечеству был открыт другой образ Бога. Он Путь, Истина и Жизнь. Здесь Жизнь — материнское начало, Истина — отцовское начало, а Путь — это третье начало. Сам Иисус, который представляет третью ипостась Бога. Это Учитель.
Это другой Юпитер, ставший из внешнего внутренним, который открывается как потребность следовать за своим Учителем. Высшее проявление Юпитера — вера. Она проявляется в более простых формах как доверие к людям. Но мы знаем, что любое ученичество начинается с веры. Это не просто вера, что Бог есть. Вспомним, что "... и бесы веруют и трепещут" (1 Иак. 2:19). Сама по себе вера в Бога еще не ученичество.
Когда мы приходим учиться в университет, у нас другая вера: мы не молимся профессорам, не вешаем дома их портреты, не встаем по утрам перед ними на колени. Мы не говорим: "Я верую и исповедую, что производная от косинуса равняется синусу". Мы не веруем в таблицу Менделеева, но верим, что профессор, читающий лекцию, представляет весь опыт и знания своей науки и может их нам передать. Если я пойду за ним, то верю, что в конце концов он приведет меня к той точке, где я сам, своим умом смогу эти знания проверить. Наше ученичество, конечно, слабый, но все же образ небесного ученичества. Вера Сатурна другая: верю в незыблемые основания... Но иногда бывает, что эта вера сталкивается с развивающимся знанием. И там мы обнаруживаем недостаточность и непрочность сатурнианской веры.
Вера Юпитера другая — вера того, кто следует за Учителем, вера в его мудрость, силу, в то, что этот путь ведет к нашему Отцу.
Здесь меняются полюсами Юпитер и Меркурий. Сначала у нас внешний Юпитер, он — главный, а Меркурий — младший. Юпитер говорит: ты должен приобрести много богатства, стать большим человеком, для этого ты должен использовать все свои способности — быть умным, хитрым, уметь хорошо считать, иметь связи. А потом меняются полюса. Теперь Меркурий командует. Внешняя цель, высшая задача — учиться. Юпитер хочет стать учеником, поэтому он должен уйти внутрь. А снаружи он должен "продать свое имение". Это обращение мира — известная стадия в древних иранских посвящениях — мир меняется: внешнее становится внутренним, а внутреннее — внешним. И это происходит не только символически. Человек на определенной стадии обнаруживает весь мир внутри себя. Одновременно происходит смена всей символики, хотя она может происходить и без таких мистических состояний, сменой полярности ума: обрести другую цель — ученичество — как главную цель нашей жизни. Вот в этом для нас обнаруживается высший образ Юпитера.
На этом пути еще много стадий. Дальше идет Любовь. За Меркурием следует Венера. Конечно, настоящая любовь невозможна, пока Сатурн для нас строгий Отец. Никогда человек не может любить того, кого он боится. "Боящийся несовершен в любви"(1 Иоанн, 4:18). Любовь к Богу — пока еще эгоистичная любовь ребенка, который надеется, что его защитят и простят. В начале пути ученичества вы еще под влиянием Сатурна боитесь получить низкую оценку в глазах своего учителя. Вы хороший ученик, и для вас Юпитер уже другой — вам не нужны внешние оценки. Для вас важна только одна оценка — вашего Учителя, оценка Бога. А потом наступает такой момент, что вы учитесь даже по ту сторону оценки. Вы просто любите. И тогда рождается другой страх: вы боитесь обидеть любимого, боитесь причинить ему страдания. А это уже далеко от Сатурна.
В конце пути Христос говорит Своим ученикам: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" ( Ин. 15:15). И еще: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Откр. 3:21).
Это последняя седьмая стадия, последняя седьмая церковь, высшая стадия посвящения, когда ученик становится равен Учителю. Это и есть наша вера, вера ученика. Для нас высший Юпитер — это внутренний образ Учителя: третье Лицо Бога.
 

Источник: Урания №1-97